
   

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу 

 

Элементы пропаганды, информационной манипуляции и нарушения 

журналистской этики в молдавских СМИ 

 

1 октября – 31 декабря 2017 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет выполнен Центром независимой журналистики в качестве партнера проекта «СМИ в 

поддержку демократии, инклюзивности и ответственности в Молдове» (MEDIA-M), 

финансируемого USAID и внедряемого Internews. Проект MEDIA-M направлен на содействие 

развитию независимой и профессиональной прессы в Молдове, предоставление гражданам 

доступа к различным точкам зрения и помощь в формировании более устойчивых к 

политическому и финансовому давлению СМИ.  



 

2 

 

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

 

В период с 1 октября по 31 декабря 2017 года, Центр независимой журналистики (ЦНЖ) 

проводил мониторинг 12-ти СМИ – новостных порталов и телеканалов – с целью выявления 

возможных нарушений правил профессиональной этики и элементов информационного 

манипулирования в представленных ими журналистских материалах. Было проанализировано 

то, каким образом они освещают общественно значимые события из области внутренней и 

внешней политики, экономики и т.д., и соблюдают ли они профессиональные и этические 

нормы, такие как проверка информации по нескольким источникам, плюрализм мнений, 

обеспечение сбалансированности в случае новостей о конфликтных ситуациях, и др. Так, 

сопоставление с Деонтологическим кодексом и значимыми научными работами позволило 

выявить ряд средств и методов информационного манипулирования. 

 

В основу анализа был положен тезис о том, что новости являются основным медиапродуктом, 

к которому люди прибегают, чтобы узнать о последних событиях . Поэтому, независимо от 

мнений владельцев СМИ по вопросам политики или экономики, в новостях должны 

присутствовать исключительно факты, а не мнения журналистов. Кроме того, новостные 

материалы должны быть написаны нейтральным и доступным языком и должны как можно 

точнее отражать действительность, с соблюдением сбалансированности источников. 

 

Цель мониторинга: 

 

Мониторинг проводился с целью определить, соблюдают ли СМИ профессиональную этику и 

используют ли они методы манипулирования при освещении тем, представляющих интерес для 

общественности. В частности, мы поставили перед собой задачу выявить ошибки, допущенные 

журналистами (намеренно или случайно) при освещении событий, с тем, чтобы тематические 

анализы и отчеты о мониторинге могли играть воспитательную роль. Еще одна наша задача 

заключалась в том, чтобы помочь потребителям прессы осознать риски использования 

информации из ненадежных источников. Мониторинг помогает потребителям понять, каким 

образом пресса может манипулировать, и отличать манипулирующие журналистские 

материалы от материалов, освещающих действительность беспристрастно. 

 

Критерии отбора СМИ для мониторинга: 

● Покрытие – национальное; 

● Язык – румынский и русский; 

● Воздействие – тираж и аудитория. 

 

Телевидение: Publika TV (новости на Publika.md), Prime TV, Canal 2, Jurnal TV, Accent TV, RTR 

Moldova (выпуски новостей, произведенные в Молдове), NTV Moldova. 



 

3 

 

 

 

Интернет-СМИ: Ziarulnațional.md, Noi.md, Gagauzinfo.md, Sputnik.md, Deschide.md. 

 

Методология: 

 

Были отобраны события из политической, экономической и социальной сферы, 

представляющие значительный интерес для общественности, произошедшие в период 

проведения мониторинга, и было проанализировано то, как эти события были освещены в СМИ. 

Использованные журналистами языковой стиль и изображения, порядок отбора событий для 

освещения, корректность цитирования источников и тон изложения были проанализированы 

сквозь призму Деонтологического кодекса журналиста1, руководств и рекомендаций в области 

ответственной и качественной журналистики2, а также определений манипулирования и 

пропаганды согласно Социологическому словарю3.  

 

Манипулирование:«Использование приемов убеждения, намеренно искажающих истину, при 

этом создающих иллюзию свободы мысли и принятия решений, с целью заставить социальный 

элемент (лицо, группу, коллектив) думать и действовать в соответствии с интересами 

инициатора, а не с собственными интересами. В отличие от воздействия путем 

рационального убеждения, манипулирование направлено не на более точное и глубокое 

понимание ситуации, а на внушение подходящей идеи посредством введения в заблуждение при  

помощи  фальшивых х  аргументов  и  воздействия  на  эмоциональном,  нерациональном 

уровне». 

 

Пропаганда: «Систематическая  деятельность  по  передаче,  продвижению  или 

распространению какой-либо доктрины, тезиса или идеи определенной социальной группы и 

идеологии с целью воздействия, изменения, формирования концепций, отношения, мнений, 

убеждений или поведения. Целью пропаганды является осуществление задач и интересов 

группы, которой она служит. Таким образом, не существует ценностно-нейтральной или 

объективной пропаганды». 

 

Основные темы, по которым проводился мониторинг с 1 октября по 31 декабря 2017 года: 

 

● Прекращение финансирования Европейского союза (ЕС) в сфере юстиции в Республике 

Молдова (11 октября 2017 года); 

                                                 
1
Деонтологический кодекс журналиста Республики Молдова, 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf 
2
Книга стиля с этическими нормами для журналистов, АНП, http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf 

3
Кэтэлин Замфир, Лазэр  Влэсчану, Социологический словарь, Бухарест, 1998, стр. 332, стр. 457 // Cătălin Zamfir, Lazăr 

Vlăsceanu, Dicționar de Sociologie, București, 1998, p. 332., p. 457. http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-

de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf
http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro


 

4 

 

 

● Назначение Еуджена Стурзы на должность министра обороны в Правительстве Республики 

Молдова (24 октября 2017 года); 

● Интервью Виталия Проки для телеканала Jurnal TV (2 ноября); 

● Пятый саммит Восточного партнерства (ВП) и подписание Соглашения о макрофинансовой 

помощи (МФП) в размере 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит ЕС (22-24 

ноября 2017 года); 

● Открытие Бюро связи Организации Североатлантического договора (НАТО) в Республике 

Молдова (8 декабря 2017 года). 

 

I. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

 

По данным анализа, журналисты некоторых СМИ, охваченных мониторингом, продолжают 

писать новости с нарушением норм профессиональной этики. Были отмечены элементы, 

характерные для пропаганды и информационного манипулирования, а также нарушения 

Деонтологического кодекса журналиста: 

 

Наклеивание ярлыков – Prime TV, Publika TV, Canal 2 (в репортаже об интервью Виталия 

Проки для телеканала Jurnal TV); NTV Moldova и Accent TV (в репортаже о назначении 

Еуджена Стурзы на должность министра обороны); 

 

Умалчивание в выпусках новостей – NTV Moldova, Accent TV и Jurnal TV (на тему об 

открытии Бюро связи НАТО в Республике Молдова); 

 

Выборочное представление фактов, мнений и заявлений – NTV Moldova (в новостях о 

пятом саммите ВП и о подписании Соглашения  о МФП на 100 миллионов евро, которую 

Молдове предоставит ЕС); Accent TV, RTR Moldova и Jurnal TV (в новостях об открытии Бюро 

связи НАТО в Кишиневе); 

 

Необеспечение права на ответ– NTV Moldova (в материале о прекращении финансирования 

ЕС в сфере юстиции в Республике Молдова); Jurnal TV (в репортаже об интервью Виталия 

Проки  для телеканала Jurnal TV); Prime TV (в новостях о пятом саммите ВП и о подписании 

Соглашения о МФП на 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит ЕС); 

 

Смешивание фактов и мнений – Sputnik.md и Accent TV (в репортаже о назначении Еуджена 

Стурзы на должность министра обороны); NTV Moldova и Sputnik.md (в новостях о пятом 

саммите ВП и о подписании Соглашения о МФП на 100 миллионов евро, которую Молдове 

предоставит ЕС); 

 

http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_63214_pagev_9.html
https://www.publika.md/vitalie-gamurari-pdm-si-vlad-plahotniuc-nu-comenteaza-declaratiile-false-facute-de-o-persoana-condamnata-din-puscarie_2985593.html
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-04-noiembrie-2017-1900_75554.html
http://ntv.md/index.php?newsid=13555
http://a-tv.md/index.php?newsid=36576
http://ntv.md/news/15188
http://a-tv.md/index.php?newsid=38665
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/12/8/jurnalul-orei-19-8-decembrie-10313842/#3
http://ntv.md/news/14969
http://a-tv.md/index.php?newsid=38665
https://www.youtube.com/watch?v=rwDad8yJfDg&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=34
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/12/8/jurnalul-orei-19-8-decembrie-10313842/#3
http://ntv.md/news/14173
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/11/3/jurnalul-orei-19-3-noiembrie-10308288/#5
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_64280_pagev_7.html
https://sputnik.md/politics/20171024/15222324/ministrul-apararii-numire-dodon-suspendat-candu-interimat-eugen-sturza.html
http://a-tv.md/index.php?newsid=36711
http://ntv.md/news/14969
https://sputnik.md/politics/20171127/15804346/dodon-politica-externa-chisinau-parteneriatul-estic-iluzie-dezamagire.html


 

5 

 

 

Ссылка на источники, которые невозможно проверить – Prime TV (в материале о 

прекращении финансирования ЕС в сфере юстиции в Республике Молдова); NTV Moldova (в 

материале об открытии Бюро связи НАТО в Кишиневе); 

 

Распространение ложной информации или заявлений – NTV Moldovaи Accent TV (в 

репортаже о назначении Еуджена Стурзы  на должность министра обороны); Canal 2 (в 

новостях о пятом саммите ВП и о подписании Соглашения о МФП на 100 миллионов евро, 

которую Молдове предоставит ЕС); 

 

Обобщение – Prime TV (в новостях о пятом саммите ВП и о подписании Соглашения о МФП 

на 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит ЕС); NTV Moldova (в материале об 

открытии Бюро связи НАТО в Кишиневе); 

 

Внушение определенной мысли – Publika TV и Prime TV (в материале о прекращении 

финансирования ЕС в сфере юстиции в Республике Молдова); Accent TV (в материале об 

открытии Бюро связи НАТО в Кишиневе); 

 

Метод врага (внутреннего и/или внешнего)– NTV Moldovaи Accent TV (в новостях об 

открытии Бюро связи НАТО в Кишиневе); Prime TV (в материале о прекращении 

финансирования ЕС в сфере юстиции в Республике Молдова); 

 

Метод приоритетной информации – Accent TVи NTV Moldova (в новостях о пятом саммите 

ВП и о подписании Соглашения о МФП на 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит 

ЕС); Publika TV (в материале о прекращении финансирования ЕС в сфере юстиции в 

Республике Молдова).  

 

  

http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_62019_pagev_10.html
http://ntv.md/news/15188
http://ntv.md/index.php?newsid=13554
http://a-tv.md/index.php?newsid=36893
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-24-noiembrie-2017-1600_76816.html
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_64280_pagev_7.html
http://ntv.md/news/15188
https://www.publika.md/lipsa-reformelor-in-ministerele-pe-care-le-a-condus-pldm-au-lasat-moldova-fara-finantare-europeana-pentru-justitie_2983270.html#ixzz51oUQHrTx
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_62019_pagev_10.html
http://a-tv.md/index.php?newsid=38665
http://ntv.md/news/15188
http://a-tv.md/index.php?newsid=38665
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_62019_pagev_10.html
http://a-tv.md/index.php?newsid=38093
http://ntv.md/news/14969
https://www.publika.md/lipsa-reformelor-in-ministerele-pe-care-le-a-condus-pldm-au-lasat-moldova-fara-finantare-europeana-pentru-justitie_2983270.html#ixzz51oUQHrTx


 

6 

 

 

II. АНАЛИЗ ДАННЫХ 

 

Тема 1. Прекращение финансирования Европейского союза в сфере юстиции в 

Республике Молдова (11 октября 2017 года)4. 

 

11 октября 2017 года делегация ЕС в Республике Молдова сообщила в пресс-релизе, что 

не перечислит в молдавский государственный бюджет последний транш в размере 28 

миллионов евро, предназначавшийся для поддержания реформ в сфере юстиции. Было 

официально объявлено, что приостановление финансирования в сфере юстиции 

обусловлено «…недостаточным участием во внедрении реформ в сфере юстиции в 2014 

и 2015 годах. Недостаточное привлечение фондов и персонала не позволило внедрить 

необходимые реформы. В результате, достигнутый прогресс был недостаточным». 

Также было указано, что власти страны не выполнили условия ЕС, требовавшиеся для 

получения последнего транша в рамках программы реформирования юстиции. 

 

На Prime TV, в главном выпуске новостей в 21.00, новость о прекращении финансирования ЕС 

для сферы юстиции была освещена тенденциозно, с применением целого ряда элементов 

информационного манипулирования и с нарушением принципов, предусматриваемых 

Деонтологическим кодексом журналиста. Кроме того , было применено наклеивание 

ярлыков в сопровождении метода «козла отпущения», когда Либерально-демократическая 

партия Молдовы (ЛДПМ) была представлена как структура, несущая ответственность за 

данную проблему, в то время как Демократическая партия Молдовы (ДПМ) была изображена 

как партия, которая сможет эту проблему решить. Prime TV не предоставил право на ответ 

тем, кто непосредственно упоминался в материале (в данном случае, ЛДПМ). Журналисты 

канала сослались на источники, проверить которые невозможно, – «…час назад, 

действующий министр юстиции Владимир Чеботарь сообщил на своей официальной странице 

в Facebook, что задолженности за 2014-2015 годы были погашены в 2016-2017, о чем 

свидетельствуют официальные отчеты». Какие именно отчеты, однако, не было указано. 

Кроме того, были тенденциозно представлены результаты опросов общественного мнения, 

с объединением двух категорий данных (граждане испытывали по отношению  к юстиции 

«очень большое» и «некоторое» доверие) в одну категорию (доверие в целом). 

 

Новость на Publika TV имела то же содержание, что и на Prime TV, и представлена была в 

аналогичном стиле. Журналисты канала также применили метод приоритетной информации, 

вынося на передний план информацию о том, что ЛДПМ виновна в прекращении поддержки 

ЕС для сферы юстиции, лишь позднее упомянув власти в целом. Таким образом, зритель 

получил сначала всю основную информацию, и, хотя затем представляется дополнительная 

                                                 
4
 Mediacritica.md, Тематический анализ. Прекращение финансирования ЕС в сфере юстиции в Республике Молдова, 28 

декабря 2017, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-sistarea-finantarii-ue-sectorului-justitiei/.  

http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_62019_pagev_10.html
https://www.publika.md/lipsa-reformelor-in-ministerele-pe-care-le-a-condus-pldm-au-lasat-moldova-fara-finantare-europeana-pentru-justitie_2983270.html#ixzz51oUQHrTx
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-sistarea-finantarii-ue-sectorului-justitiei/


 

7 

 

 

информация (достоверная), подсознание телезрителя уже не воспринимает это уточнение5. Как 

и Prime TV, канал Publika TV не обеспечил упоминаемым право на ответ: «Молдова упустила 

28 миллионов евро из-за отсутствия реформ в сфере юстиции, особенно в 2014-2015 годах, 

когда Министерством юстиции руководила ЛДПМ. Об этом сегодня заявила в своем пресс-

релизе делегация ЕС в Молдове». 

 

NTV Moldova и Accent TV представили данную тему мониторинга односторонне и 

несбалансированно. Были упомянуты общие сведения из официального сообщения ЕС о 

прекращении финансирования в сфере юстиции. Эфирное время было выделено 

исключительно для мнений депутатов от Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), и 

было полностью проигнорировано мнение властей и/или конкретно Правительства. Репортер 

цитировал Василе Боля, депутата-социалиста, обвинившего власти, «которые неэффективно 

тратят деньги, полученные от этой структуры [ЕС]», не обеспечив последним право на 

ответ. 

 

Jurnal TV сообщил информацию относительно сбалансировано. Тем не менее, в одной 

ситуации журналисты канала смешали факты с личным мнением: «…Министерство 

юстиции не выказало особого беспокойства в связи с тем, что руководимая им сфера 

лишилась 28 миллионов евро». 

 

RTR Moldova и Gagauz info.md осветили тему исключительно на основании официального 

сообщения ЕС, не обращаясь к другим источникам. Ziarul național.md, Noi.md и Deschide.md 

освещали событие объективно и сбалансировано, в течение нескольких дней (11, 12, 13 и 17 

октября).  

 

Canal, 2 и  Sputnik.md не упоминали эту тему своих новостях. 

 

Тема 2. Назначение Еуджена Стурзы  на должность министра обороны в Правительстве 

Республики Молдова (24 октября 2017 года)6. 

 

В сентябре премьер-министр Павел Филип дважды выдвигал кандидатуру Еуджена Стур ы  

– заместителя председателя Европейской народной партии Молдовы (ЕНПМ) – на 

должность министра обороны, оставшуюся вакантной в декабре 2016 года. Президент 

страны, Игорь Додон, отклонял предложение. Впоследствии правительство обратилось в 

Конституционный суд (КС) для разрешения данной ситуации, а 19 октября КС определил, 

что возможно замещение должности президента в отдельной ситуации. И такое замещение 

                                                 
5
Ион Бундуки, «Азбука  техник манипулирования», 25 мая 2016, http://mediacritica.md/ro/abc-ul-tehnicilor-de-manipulare/.  

6
 Mediacritica.md, Тематический анализ. Назначение Еуджена Стурзы на должность министра обороны в Правительстве 

Республики Молдова, 26 декабря 2017, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-numirea-lui-eugen-sturza-functia-de-ministru-al-

apararii-guvernul-republicii-moldova/.  

http://ntv.md/news/14173
http://a-tv.md/index.php?newsid=36210
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/10/11/ue-nu-mai-da-bani-pentru-justi-ie-10304625/
https://www.youtube.com/watch?v=qJIc690wgT8&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=95
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=35989
https://www.ziarulnational.md/r-moldova-va-beneficia-de-un-sprijin-sporit-din-partea-ue-ce-prevede-rezolutia-comisiei-pentru-afaceri-externe-a-parlamentului-european/
http://www.noi.md/md/news_id/250246
https://deschide.md/ro/stiri/social/19466/UE-nu-mai-d%C4%83-%E2%82%AC28-de-mln-pentru-reformele-din-justi%C8%9Bie-%C3%AEn-perioada-2014-2015-%E2%80%9EAu-fost-insuficiente%E2%80%9D.htm
http://www.canal2.md/
https://sputnik.md/
http://mediacritica.md/ro/abc-ul-tehnicilor-de-manipulare/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-numirea-lui-eugen-sturza-functia-de-ministru-al-apararii-guvernul-republicii-moldova/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-numirea-lui-eugen-sturza-functia-de-ministru-al-apararii-guvernul-republicii-moldova/


 

8 

 

 

должности в подобных случаях должен осуществлять председатель парламента или 

премьер-министр страны. В результате, 24 октября 2017 года Еуджен Стурза был назначен 

министром обороны, а указ о его назначении подписал Андриан Канду, временно 

заместивший главу государства. 

 

В связи с тем, что данное событие было сложным и продолжительным, его освещение прессой 

было предметом мониторинга на протяжении нескольких дней – СМИ рассказывали о данных 

событиях 17, 19, 20, 23, 24 и 26 октября 2017 года. 

 

Большинство СМИ осветили данное событие в целом беспристрастно, за некоторыми 

небольшими исключениями (Accent TV и NTV Moldova). Наиболее активно тему осветили 

интернет-СМИ: Ziarul național.md (более 20 новостей/статей), Noi.md(более 15 

новостей/статей), Dechide.md (более 10 новостей/статей). Событие вынесло на передний план 

политические предпочтения СМИ из двух разных лагерей: с одной стороны, приближенных 

ПСРМ – Accent TV, NTV Moldova и Sputnik.md; с другой стороны, приближенных ДПМ – 

Prime TV, Publika TV и Canal 2. 

 

NTV Moldova и (особенно) Accent TVосветили событие тенденциозно, настаивая на том, что 

президент Игорь Додон прав и что его практически запугивает исполнительная и 

законодательная власть страны, «служащие интересам ДПМ и олигарха Владимира 

Плахотнюка». Кроме того, они допустили представление и тиражирование ложной 

информации, продвигая мысль о том, что Еуджен Стурза является представителем на 

должность министра обороны от ДПМ, а не от ЕНПМ. Большинство новостей на NTV Moldova 

и Accent TV включали только заявления президента страны, так что не был соблюден принцип 

сбалансированности источников. Примерно в 80% всех новостей о данном событии 

присутствовал Игорь Додон (прямо или косвенно), которого представляли исключительно в 

положительном свете. Оба канала применили наклеивание ярлыков и порочащие 

высказывания в адрес Еуджена Стурзы : «непрофессионализм», «некомпетентность» и 

«отсутствие опыта», «офисный реформатор», «кандидат Влада Плахотнюка». Кроме того, 

Accent TV исказил некоторые заявления. Например, Андриан Канду сказал, что «…Еуджен 

Стурза родился в армии. Его отец – профессиональный военный, и Стурза… играл среди 

бронемашин и танков», а Accent TV, не проверив слова Андриана Канду и то, как они были 

представлены, цитировал Игоря Додона, сказавшего, что «…Еуджен Стурза играл с танками». 

 

Accent TV и Sputnik.md прибегли к смешиванию фактов и мнений, вопреки нормам 

профессиональной этики: «…Он же примет и присягу нового министра обороны, у которого 

очень смутные познания о национальной армии в частности и об обороне в целом» (Accent 

TV); «Однако орган конституционной юрисдикции не разрешил, судя по всему, и проблему, 

связанную с церемонией принесения присяги… следует ожидать, что также в присутствии 

спикера состоится принесение присяги Еудженом Стурзой» (Sputnik.md). 

http://ntv.md/news/14415
http://a-tv.md/index.php?newsid=36764
https://sputnik.md/politics/20171024/15222363/sturza-juramant-ministru-aparare.html


 

9 

 

 

 

Prime TV, Publika TV и Canal 2 представили данное событие как игру и/или победу 

Парламента и Правительства в лице Андриана Канду и Павла Филипа над администрацией 

президента в лице Игоря Додона («Удар ниже пояса для президента Додона», Canal 2, 18 

октября; «Интриги вокруг кресла министра обороны закончились», Canal 2, 24 октября). В 

большинстве случаев и спикер, и премьер-министр были представлены в благоприятном свете 

(«На защиту судей стал председатель Парламента Андриан Канду», Canal 2, 19 октября), с 

прямыми цитатами, тогда как Игорь Додон был представлен в отрицательном свете («Игорь 

Додон грозит отомстить членам высшей судебной палаты…», Canal 2, 18 октября) – его слова 

перефразировали или даже игнорировали, хотя он непосредственно упоминался в новостях.  

 

Jurnal TV передал ложное сообщение, распространенное почти во всех новостях на 

анализируемую тему. Так, канал представил кандидатуру Еуджена Стурзы на пост министра 

обороны как «предложение ДПМ», а не ЕНПМ. RTR Moldova и Gagauz info.md сообщили о 

данном событии в материалах, не нарушивших правила написания новостей. 

 

Тема 3. Интервью Виталия Проки телеканалу Jurnal TV (2 ноября 2017)7. 

 

2 ноября Jurnal TV транслировал эксклюзивное интервью с Виталием Прокой, 

осужденным на 21 год 8 месяцев лишения свободы за убийство, из тюрьмы Жилава в 

Румынии. Он обвинил лидера ДПМ Влада Плахотнюка в том, что именно он заказал 

убийство Германа Горбунцова. С другой стороны, Прокуратура по борьбе с 

организованной преступностью и особым случаям (ПБОПОС) и правоохранительные 

органы занимаются расследованием дела, в котором рассматривается гипотеза о том, что 

убийство заказал лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. 

 

Мониторинг по данной теме проводился 3 ноября – на следующий день после интервью с 

Виталием Прокой  – и 7 ноября, когда лидер ДПМ Влад Плахотнюк, который непосредственно 

обвиняется в данном интервью, выступил с заявлением для прессы по поводу интервью и 

обвинений, высказанных Виталием Прокой . 

 

На Jurnal TV, в главном выпуске новостей 3 ноября преобладали материалы, подготовленные 

на основе вышеупомянутого интервью. В сумме, содержание этих материалов заняло 28 минут, 

что составляет 70% от общего времени информационного выпуска. Первая новость выпуска 

продлилась 10 минут и включила подборку самых важных высказываний Виталия Проки 

.Jurnal TVне предоставил право на ответ лицам, упоминавшимся в материале, и/или 

выборочно представил некоторые заявления/источники. Кроме того, репортеры Jurnal TV 

                                                 
7
 Mediacritica.md, Тематический анализ. Интервью Виталия Проки  телеканалу Jurnal TV, 10 января 2018, 

http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-interviul-lui-vitalie-proca-acordat-televiziunii-jurnal-tv/.  

http://www.prime.md/ro/eugen-sturza-a-fost-investit-in-functia-de-ministru-al-apararii_62636.html
https://www.publika.md/ministrul-desemnat-al-apararii-eugen-sturza-va-depune-juramantul-de-investire-la-resedinta-de-stat_2984461.html
http://www.canal2.md/news/eugen-sturza-fost-investit-functia-de-ministru-al-apararii_74775.html
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/10/24/jurnalul-orei-19-24-octombrie-10306791/#7
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/11/2/proca-interviu-in-exclusivitate-la-jurnal-tv-10308136/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-interviul-lui-vitalie-proca-acordat-televiziunii-jurnal-tv/


 

10 

 

 

смешали факты с личным мнением: «После обвинений, высказанных Виталием Прокой  в 

адрес лидера ДПМ, вместо того, чтобы провести расследование в связи с его заявлениями, 

власти их отвергают или же не комментируют. Хуже того, некоторые чиновники обвинили 

нас в том, что мы якобы сами указали интервьюируемому, какое имя назвать в интервью». 

 

Prime TV, Publika TV и Canal 2 представили тему одинаково и со схожим подходом. 

Подчеркивалось, что Виталий Прока сообщил ложную информацию. Для поддержания этой 

идеи данные каналы попытались опровергнуть одно за другим все обвинения, и для этого 

связались со всеми лицами, упомянутыми Виталием Прокой  в своем интервью. Все три 

телеканала широко использовали наклеивание ярлыков (см. Таблицу 1) и смешивали факты 

с мнениями: «Недовольный вопросами журналистов, Усатый попытался запугать 

неудобную прессу…»(Canal 2); «Очевидно, целью Ренато Усатого было замести следы и 

указать на другого заказчика покушения на убийство, в котором его обвиняют» (Publika TV). 

Prime TV применил метод переноса образа (в данном случае НЕГАТИВНОГО) с одного 

человека на другого при помощи фотоколлажа (с Игорем Додоном, Майей Санду и Виталием 

Прокой ): 

● попытался внушить мысль, что Майя Санду и Игорь Додон защищают человека, 

осужденного за покушение на убийство; 

● попытался приравнять образ этих двух политиков с образом человека, осужденного за 

покушение на убийство, внушая зрителям мысль, что Майя Санду и Игорь Додон входят 

в ту же категорию людей. 

В то же время, несмотря на упоминание их в новостях, Игорю Додону и Майе Санду не было 

обеспечено право на ответ. Ни один из трех телеканалов (Prime TV, Publika TV и Canal 2) не 

показал кадров самого интервью Виталия Проки , ограничившись лишь цитированием и/или 

пересказом его высказываний. 

 

Выражения, примененные для описания основных персонажей новостей 

 Jurnal TV Prime TV Publika TV Canal 2 Ziarul 

național.md 

Виталий 

Прока 

киллер,  

заключенный 

киллер, 

преступник, 

убийца 

киллер, 

преступник, 

убийца, 

наемник 

киллер, 

убийца 

пользующийся 

недоброй 

славой 

Влад 

Плахотнюк 

олигарх, 

глава ДПМ, 

лидер ДПМ 

лидер ДПМ лидер ДПМ 

председател

ь ДПМ, 

лидер 

ДПМ 

лидер ДПМ 

Ренато 

Усатый 

- уголовник, 

беглый 

уголовник, 

беглый 

уголовни

к, 

беглый 

- 

http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_63214_pagev_9.html
https://www.publika.md/declaratiile-lui-vitalie-proca-la-comanda-lui-usatii-persoanele-mentionate-in-interviu-vin-cu-dezmintiri_2985632.html
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-vadim-stangaciu-03-noiembrie-2017-1900_75518.html


 

11 

 

 

Герман 

Горбунцов 

банкир банкир российский 

банкир, 

бизнесмен 

банкир «черный 

банкир», 

банкир 

Виктор и 

Виорел 

Цопа 

- уголовники, 

беглые, 

осужденные 

уголовники, 

беглые 

уголовни

ки, 

беглые 

- 

 

RTR Moldova сообщил как об интервью Виталия Проки , так и о заявлениях с пресс-

конференции Влада Плахотнюка. Информация была представлена беспристрастно, с 

выделением эфирного времени и предоставлением права на ответ всем упоминаемым сторонам. 

Ziarul national.md преподнес информацию на тему, ставшую предметом мониторинга, 

объективно и беспристрастно. Всем лицам и учреждениям, имеющим отношение к данному 

делу, было предоставлено право на ответ. Однако, как и другие СМИ, Ziarul national.md 

применил наклеивание ярлыков. 

 

Порталы Noi.md и Gagauz info.md опубликовали по одной новости, основанной на заявлениях 

Влада Плахотнюка на пресс-конференции. Deschide.md и Sputnik.md, а также телеканалыNTV 

Moldova и Accent TV, эту тему не освещали. 

 

Тема 4. Пятый саммит Восточного партнерства и подписание Соглашения о 

макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит 

ЕС (22-24 ноября 2017 года)8. 

 

Пятый саммит Восточного партнерства (ВП) состоялся в Брюсселе 24 ноября 2017 

года.Он отметил достижения в отношениях ЕС со странами ВП за последние два года и 

подготовку реализации, до 2020 года, 20 конкретных действий, которые принесут 

ощутимую пользу гражданам. Премьер Республики Молдова Павел Филип принял 

участие в саммите вместе с рядом других официальных лиц. В ходе визита у него 

состоялось несколько встреч с европейскими чиновниками, такими как Верховный 

представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини 

и Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес 

Хан, а также с главами других государств и правительств.23-го ноября в Брюсселе был 

подписан Меморандум о предоставлении ЕС макрофинансовой помощи для Республики 

Молдова,согласно которому 40 миллионов евро будут предоставлены в виде гранта и еще 

60 миллионов в виде займа. Деньги будут переданы тремя траншами в 2018 году, в 

зависимости от успеха в реализации 28 условий, требуемых ЕС, касающихся 

надлежащего управления в государственном секторе, надлежащего управления в 

финансовом секторе, борьбы с коррупцией и с отмыванием денег, реформ в секторе 

                                                 
8
 Mediacritica.md, Тематический анализ. Пятый саммит Восточного партнерства и подписание соглашения о 

макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро, которую Молдове предоставит ЕС, 19 января 2018, 

http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-al-v-lea-summit-al-parteneriatului-estic-si-semnarea-acordului-privind-asistenta-

macrofinanciara-de-100-milioane-euro-care-va-fi-acordata-republicii-moldova-de-ue/.  

https://www.youtube.com/watch?v=gjaq93wst68
https://www.ziarulnational.md/pozitia-lui-dodon-dupa-declaratiile-interlopului-proca-e-clar-un-singur-lucru-avem-nevoie-de-alegeri-parlamentare-de-dorit-anticipate/
https://www.ziarulnational.md/declaratiile-purtatorului-de-cuvant-al-pd-cu-privire-la-dezvaluirile-killerului-proca/
http://www.noi.md/md/news_id/253758
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=36576
https://deschide.md/
https://sputnik.md/
http://www.ntv.md/
http://www.ntv.md/
http://a-tv.md/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-al-v-lea-summit-al-parteneriatului-estic-si-semnarea-acordului-privind-asistenta-macrofinanciara-de-100-milioane-euro-care-va-fi-acordata-republicii-moldova-de-ue/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-al-v-lea-summit-al-parteneriatului-estic-si-semnarea-acordului-privind-asistenta-macrofinanciara-de-100-milioane-euro-care-va-fi-acordata-republicii-moldova-de-ue/


 

12 

 

 

энергетики, деловой среды, и внедрения соглашения об Углубленной и всеобъемлющей 

зоне свободной торговли между Республикой Молдова и ЕС. 

 

Для получения максимально полной картины по данной теме были проанализированы 

соответствующие материалы средств массовой информации, включенных в мониторинг, 

опубликованные в период с 22 по 27 ноября 2017 года. С точки зрения количества, за 6 дней 

мониторинга больше всего новостей на данную тему представили Ziarul Național (10), 

Deschide.md (9) и Publika TV (9). Некоторые СМИ, однако, данную тему проигнорировали 

(Gagauz info.md). С точки зрения качества, некоторые СМИ освещали событие исключительно 

в положительном контексте (Prime TV, Publika TV, Canal 2), другие – исключительно в 

отрицательном (Accent TV) или частично отрицательном контексте (Jurnal TV), а несколько 

СМИ подошли к освещению темы нейтрально и беспристрастно (Noi.md, Ziarul Național). 

 

Хотя саммит ВП был одной из важнейших тем на национальном уровне в течение недели с 19 

по 26 ноября 2017 года, телеканал NTV Moldova проигнорировал и не осветил данное событие. 

Однако несколько дней спустя NTV Moldova показал новостной материал, состоящий 

исключительно из комментариев и высказываний президента Игоря Додона относительно 

результатов вышеупомянутого события. В то же время, NTV Moldova не упомянул 

подписание меморандума о макрофинансовой помощи (МФП) в размере 100 миллионов евро. 

Помимо других элементов манипулирования, NTV Moldova применил также метод 

тиражирования личного мнения с целью представления мнения как факта: «Европейская 

интеграция – это иллюзия». Эту мысль повторили ведущий, репортер и единственный 

источник новости, Игорь Додон. Кроме того, факты были смешаны с мнениями: 

«Относительно вступления Молдовы в ЕС, Павлу Филипу практически нечего было сказать. 

Он лишь уточнил, что ВП не дает перспективы вхождения в европейское пространство». 

 

Accent TV представил событие исключительно в отрицательном контексте. Телеканал 

применил метод приоритетной информации, поскольку первая новость была основана на 

мнениях политических аналитиков, высказанных в одной из передач канала.В этом материале 

журналисты сказали, что «…можно забыть о европейском будущем Молдовы и других стран 

ВП. Об этом заявил европейский комиссар по вопросам расширения и политики 

добрососедства Йоханнес Хан. Тем не менее, молдавские власти пытаются ввести население 

в заблуждение, заявляя об успехе нашей страны в процессе реформирования и европейской 

интеграции». И только в другой новости, показанной ближе к концу выпуска, было рассказано, 

что такое саммит ВП и что произошло на этом, пятом, саммите. Таким образом, телезрителю 

сначала сообщили некие мнения – в основном отрицательные – о тематике саммита ВП, и 

лишь позднее была представлена информация о фактах. В другом материале, Accent TV не 

предоставил право на ответ упоминаемому в нем учреждению (правительству/премьер-

министру). Accent TV представил ЕС в исключительно отрицательном контексте, с 

http://ntv.md/news/14969
http://a-tv.md/index.php?newsid=38093


 

13 

 

 

применением метода внешнего врага и внушая мысль о том, что он виновен во внутренних 

проблемах Республики Молдова. 

 

Sputnik.md представил информацию на данную тему нейтрально и объективно в некоторых 

новостных материалах, но тенденциозно в других. Информация о визите премьера Павла 

Филипа в Брюссель была представлена нейтрально и беспристрастно. Однако в другом 

материале, в который были включены заявления Игоря Додона о работе саммита ВП, 

Sputnik.md применил несколько методов манипулирования: настаивание на 

мнениях/заявлениях, представляемых – неоднократно – как факты/действительность: 

«Европейская интеграция Молдовы равна нулю»; манипулирование при помощи 

промежуточных надписей («Разочарование европейцев Кишиневом постоянно», «Молдава 

нами манипулируют – ЕС не хочет расширения», или «Напутствия правительству»); и 

смешивание фактов и мнений. 

 

Prime TV применил несколько элементов информационного манипулирования: 

● Ложная информация. В одной из новостей 24 ноября журналист сказал, что у Павла 

Филипа состоялась встреча с Йоханнесом Ханом, «в ходе которой он заверил, что 

Республика Молдова получит обещанную МФП до конца этого года», однако эта 

информация была опровергнута в пресс-релизе делегации ЕС. 

● Метод «козла отпущения» и/или внутреннего врага. В одной из новостей 26 ноября 

Prime TV сместил акценты, приписав неудачи оппозиции: «Разблокирование МФП для 

Молдовы должно стать политическим уроком для партии «Действие и солидарность» 

(ПДС) и для других оппозиционных партий, перенесших внутреннюю политическую 

борьбу на европейский уровень». В то же время, ПДС, непосредственно упомянутой в 

новости, не было обеспечено право на ответ. 

 

Publika TVи Canal 2 передали практически то же содержание, что и Prime TV. Элементы 

манипулирования были аналогичными, но к ним были добавлены: ссылка на источники и 

исследования без их точного указания («Павел Филип сообщил, что последние исследования 

свидетельствуют о существенном увеличении числа людей, поддерживающих интеграцию 

страны в Европейский союз») (Publika TV); и представление ложной информации 

(«…страны ВП незамедлительно получат деньги из МФП») (Canal 2).  

 

Jurnal TVсообщил новости на тему мониторинга в информационных выпусках 24 и 27 ноября. 

Информация была представлена выборочно: телеканал сконцентрировался в основном на 

критике руководства страны и почти исключительно на условиях, требуемых для получения 

МФП. Jurnal TVприменил метод ссылки на источники, которые невозможно проверить, и 

смешивание фактов и мнений:«…И некоторые эксперты в области экономики считают, 

что торжествующим заголовкам о предоставлении экономической помощи нет места в 

https://sputnik.md/politics/20171122/15718280/relatiile-republicii-moldova-cu-ue-si-nato-vor-fi-analizate-la-chisinau.html
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_64280_pagev_7.html
https://www.publika.md/reformele-guvernului-discutate-de-premierul-pavel-filip-si-presedintele-consiliului-european-donald-tusk_2987738.html#ixzz54KLnmUio
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-24-noiembrie-2017-1600_76816.html
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/11/24/jurnalul-orei-19-24-noiembrie-10311727/#4


 

14 

 

 

настоящей ситуации». В то же время Jurnal TVне обеспечил право на ответ 

соответствующим лицам и учреждениям (ДПМ и/или Владу Плахотнюку). 

 

Большинство новостей, переданных каналом RTR Moldova, были нейтральными и 

беспристрастными. Тем не менее, RTR Moldova несколько выборочно цитировал источники. 

Например, хотя Павел Филип и Йоханнес Хан, Федерика Могерини и Йенс Столтенберг были 

основными источниками и/или участниками событий, в новостях RTR Moldova их 

высказывания ни разу не были представлены в виде непосредственных цитат, а 

парафразировались, тогда как Игоря Додона цитировали. 

 

На интернет-порталах Ziarul Național, Deschide.md и Noi.md не были замечены нарушения 

правил написания новостей. Все эти три СМИ подробно сообщили информацию на тему 

мониторинга. Gagauz info.md  данную тему не освещал.  

 

Тема 5. Открытие Бюро связи Организации Североатлантического договора (НАТО) в 

Республике Молдова (8 декабря 2017 года) 

 

8 декабря 2017 года в Кишиневе состоялось открытие Бюро связи НАТО в Республике 

Молдова. В церемонии открытия участвовали премьер-министр Молдовы Павел Филип 

и заместитель Генерального секретаря НАТО Роуз Готтемюллер. Договор об открытии 

Бюро связи НАТО в Молдове еще в ноябре 2016 года подписали Павел Филип и Йенс 

Столтенберг, Генеральный секретарь НАТО, и годом позднее, в декабре 2017 года, его 

ратифицировал парламент Республики Молдова. 

 

В мониторинг в основном вошли материалы, опубликованные средствами массовой 

информации в день события, 8 декабря 2017 года. Однако для получения полной картины по 

предмету мониторинга были также проанализированы журналистские материалы, 

опубликованные днем ранее, 7 декабря, и на следующий день после события, 9 декабря. Все 

СМИ, охваченные мониторингом, опубликовали как минимум одну новость на данную тему, 

однако некоторые из них допустили нарушение профессиональной этики и представили тему с 

элементами информационного манипулирования. С точки зрения качества, тема открытия 

Бюро НАТО была одной из наиболее геополитизированных тем, по которым проводился 

мониторинг для данного отчета. Некоторые СМИ представили информацию в положительном 

контексте, как достижение руководства страны (Prime TV, Publika TV) и/или страны в целом 

(Deschide.md), другие СМИ осветили событие исключительно в отрицательном контексте, с 

акцентом на демонизации НАТО (Accent TV, NTV Moldova), третьи – нейтрально и 

беспристрастно (RTR Moldova, Ziarul național.md, Noi.md). Были и СМИ, которые 

попытались вырвать событие из контекста и представить информацию об открытии Бюро связи 

НАТО и источников выборочно (Jurnal TV). 

 

https://www.youtube.com/watch?v=tkYdaoC9BUg&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=54
https://www.ziarulnational.md/live-video-primul-summit-al-parteneriatului-estic-gazduit-la-bruxelles-r-moldova-e-reprezentata-de-premierul-pavel-filip/
https://www.ziarulnational.md/live-video-primul-summit-al-parteneriatului-estic-gazduit-la-bruxelles-r-moldova-e-reprezentata-de-premierul-pavel-filip/
https://deschide.md/ro/stiri/externe/21971/Summitul-Parteneriatului-Estic-la-final-cu-un-plan-ambi%C8%9Bios-de-ac%C8%9Biune-%E2%80%9E20-de-rezultate-pentru-2020%E2%80%9D.htm
http://noi.md/md/news_id/256720
http://gagauzinfo.md/


 

15 

 

 

Accent TVпредставил событие тенденциозно и исключительно в отрицательном контексте. 

Телеканал посвятил ему 3 новости, под которые была отведена почти треть всего выпуска 

новостей. Были отмечены следующие попытки манипулирования: 

 

● Метод внушения мысли: «После того как вчера были утверждены изменения к 

Кодексу телевидения и радио, сегодня Павел Филип и заместитель Генерального 

секретаря НАТО перерезали ленточку бюро НАТО в Кишиневе. В церемонии открытия 

приняли участие послы нескольких стран, в том числе Румынии и США. Данная 

ситуация вызвала недовольство членов крупнейшей оппозиционной партии страны. В 

течение более года социалисты протестовали против открытия бюро связи, и сегодня 

официальная церемония открытия прошла на фоне резких лозунгов против 

вмешательства НАТО во внутреннюю политику Молдовы». У телезрителей создается 

впечатление, что существует связь (причинно-следственная) между открытием бюро 

НАТО и внесением изменений в Кодекс телевидения и радио, предполагающих 

определенные ограничения для медиаконтента, производимого телеканалами из 

России; в этом смысле, главными «виновными» являются Запад и особенно США и 

Румыния («В церемонии открытия приняли участие послы нескольких стран, в том 

числе Румынии и США»). В то же время, Партия социалистов Республики Молдова 

(ПСРМ) представляется единственной структурой, борющейся с этим «злом»: 

«…Данная ситуация вызвала недовольство членов крупнейшей оппозиционной партии 

страны». 

● Смешивание фактов и личных мнений журналиста: «… сегодня официальная 

церемония открытия прошла на фоне резких лозунгов против вмешательства НАТО 

во внутреннюю политику Молдовы»; «… таким образом, социалисты объявили, что в 

2018 году предусматривается организация национального референдума, в ходе 

которого молдаване выскажутся в связи с наиболее резкими и несправедливыми, по 

их мнению, решениями руководства страны, в том числе по вопросу об открытии 

бюро НАТО в Кишиневе». 

● Метод внешнего врага. При помощи этого метода манипулирования СМИ пытаются 

внушить своим потребителям чувство угрозы, приходящей извне (в данном случае, 

внешним врагом является НАТО), и наводят их на мысль о том, что есть кто-то, кто 

может защитить их от этой угрозы (в данном случае, ПСРМ).  

● Предвзятый отбор. Применив этот метод, Accent TV отобрал из опроса мнений только 

неодобрительные или отрицательные высказывания: «Мы пришли сюда, потому что 

знаем, что НАТО – это альянс, основанный на принципах, которые могут 

спровоцировать войну. Мы считаем, что для Молдовы, как для нейтральной страны, 

очень важно не игнорировать этот факт…»; «Мы не хотим повторить судьбу таких 

стран как Ливия, Сирия, Йемен… Не хотим участвовать в геноциде»; «Молдова 

получила около 100 млн. евро за такой шаг, но эти деньги не стоят жизней наших 

парней». 

http://a-tv.md/index.php?newsid=38665


 

16 

 

 

● Отсутствие права на ответ/мнение. Хотя заместитель Генерального секретаря НАТО 

Роуз Готтемюллер была одним из основных источников новости, Accent TV не передал 

ни одной прямой цитаты с ее участием (хотя, судя по кадрам, снятым оператором, у 

телеканала был доступ к официальной церемонии и к встрече президента Игоря Додона 

с Роуз Готтемюллер). Были перефразированы как заявления заместителя Генерального 

секретаря НАТО, так и заявления премьера Павла Филипа. Таким образом, информация 

была представлена искаженно и предъвзято , с предоставлением прямого доступа 

лишь к одному источнику.  

 

NTV Moldova передал две новости об открытии Бюро связи НАТО, схожие по содержанию и 

подходу с материалами канала Accent TV. NTV Moldova упомянул источники и 

исследования без точного их указания («Согласно последнему социологическому 

исследованию, 68% опрошенных категорически против вступления в НАТО») и применил 

метод обобщения («Сегодня в Кишиневе было открыто Бюро связи НАТО. Это событие было 

встречено протестами со стороны оппозиции и граждан, не приветствующих сближение 

нашей страны с этим военно-политическим блоком»). NTV Moldova и Accent 

TVсосредоточились скорее на толковании данного события и информации о НАТО, чем на 

представлении фактов.  

 

Sputnik.md представил событие нейтрально, за несколькими исключениями. Портал не 

включил прямые заявления основных источников (заместителя Генерального секретаря НАТО 

Роуз Готтемюллер и премьера Павла Филипа), использовав при этом, крупную цитату из 

заявлений Игоря Додона. 

 

Jurnal TV начал выпуск новостей 8 декабря «эксклюзивным» интервью с заместителем 

Генерального секретаря НАТО Роуз Готтемюллер. Такой порядок представления новостей 

может создать у телезрителей впечатление, что заместитель Генерального секретаря НАТО 

Роуз Готтемюллер прибыла в Кишинев в первую очередь для того, чтобы предоставить 

интервью телеканалу Jurnal TV, и лишь между прочим приняла участие в открытии Бюро связи 

НАТО в нашей стране. Об открытии бюро говорилось во второй части новости, где 

подчеркивалась  его миссия  и то, каким достижениям оно будет способствовать.Jurnal TV 

применил метод умалчивания, полностью игнорируя мнение/официальное заявление 

Правительства об открытии Бюро связи НАТО в Кишиневе, хотя премьер Павел Филип также 

принял участие в данном мероприятии. 

 

Телеканалы Prime TV, Publika TV и Canal 2 передавали схожую информацию, которая 

местами повторялась слово в слово на всех трех каналах. Тем не менее, как официальное 

открытие бюро НАТО, так и акция протеста, организованная ПСРМ, были освещены 

нейтрально и беспристрастно. Кроме того, было упомянуто и «беспокойство…» президента 

Игоря Додона «… в связи с открытием бюро НАТО в Кишиневе». 

http://ntv.md/news/15188
https://sputnik.md/politics/20171208/16025310/reactie-dodon-birul-nato-chisinau-risc-securitate-nationala.html
https://sputnik.md/politics/20171208/16025310/reactie-dodon-birul-nato-chisinau-risc-securitate-nationala.html
http://jurnaltv.md/ro/news/2017/12/8/jurnalul-orei-19-8-decembrie-10313842/#3
http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_64975_pagev_5.html
https://www.publika.md/oficiul-de-legatura-nato-la-chisinau-a-fost-inaugurat-gottemoeller-nu-vom-avea-angajati-militari-si-nu-este-o-baza-militara_2989156.html#ixzz54cne0U80
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-08-decembrie-2017-1600_77716.html


 

17 

 

 

 

Deschide.md осветил открытие Бюро связи НАТО в Кишиневе нейтрально. Однако и этот 

портал допустил некоторые нарушения, применив смешивание фактов с мнениями: 

«Партия социалистов, де-факто руководимая Игорем Додоном»: «Если этого не будет 

сделано действующим правительством, Бюро НАТО будет закрыто Партией социалистов 

после ее победы в парламентских выборах 2018 года», бравируют социалисты». 

 

Gagauz info.md опубликовал только одну новость, представив информацию нейтрально и 

беспристрастно, с указанием всех участвующих сторон (правительство, администрацию 

президента, представителя НАТО). Ziarul național.md представил информацию объективно, 

нейтрально и разнообразно, обеспечив всем участникам события право на мнение. Портал 

Noi.md опубликовал целый ряд новостей об открытии Бюро связи НАТО, осветив данную тему 

нейтрально и беспристрастно, за небольшими исключениями. Например, в заголовке одной из 

новостей журналисты Noi.md смешали факты с мнениями: «По вине НАТО на нескольких 

улицах столицы ограничен проход пешеходов».  

 

RTR Moldova показал две новости на тему мониторинга. В первой новости была представлена 

информация о самом открытии Бюро связи НАТО в Молдове. Во второй новости был освещен 

протест, организованный ПСРМ в связи с данным событием. Обе новости были представлены 

нейтрально и беспристрастно. Все участвующие стороны и мнения были отражены. В обеих 

новостях RTR Moldova представил также и мнения граждан страны, проведя опросы мнений. 

Однако и в первой и во второй новости опрошенные граждане высказывали исключительно 

отрицательные мнения о НАТО. 

  

https://deschide.md/ro/stiri/politic/22731/PSRM-%C8%99i-%E2%80%9EPartidul-Nostru%E2%80%9D-front-comun-contra-deschiderii-Biroului-NATO-la-Chi%C8%99in%C4%83u.htm
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=37277
http://noi.md/md/news_id/259024
https://www.youtube.com/watch?v=rwDad8yJfDg&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=34


 

18 

 

 

ВЫВОДЫ 

 

Целый ряд СМИ, охваченных мониторингом, продолжают игнорировать правила написания 

новостей и освещения текущих событий, распространяя неполную, тенденциозную и/или 

односторонне представленную информацию. Были отмечены как нарушения 

Деонтологического кодекса журналиста, так и методы информационного манипулирования. 

 

Телеканалы Accent TV и NTV Moldova освещали темы, включенные в мониторинг, 

односторонне и тенденциозно, оказывая явное предпочтение Партии социалистов Республики 

Молдова (ПСРМ). Эти телеканалы неоднократно представляли информацию и заявления 

выборочно, не обеспечивали право на ответ лицам, упоминаемым в новостях, смешивали факты 

и мнения, и в нескольких случаях применили метод врага (внутреннего или внешнего). 

 

Телеканалы Publika TV, Prime TV и Canal 2 передавали в основном идентичные новости, 

оказывая предпочтение во многих репортажах Демократической партии Молдовы (ДПМ). В 

новостях этих каналов были замечены методы манипулирования и нарушения 

Деонтологического кодекса журналиста: наклеивание ярлыков, необеспечение права на ответ, 

смешивание фактов и мнений, упоминание источников, которые невозможно проверить, 

методы приоритетной информации и «козла отпущения». 

 

На Jurnal TV были отмечены элементы выборочного представления фактов, отсутствие 

сбалансированности и необеспечение права на ответ. 

 

Sputnik.md упустил некоторые значимые темы дня, не осветив их в новостях. Остальные 

представляли события, в связи с которыми проводился мониторинг, нейтрально и 

беспристрастно.  

 

Общая проблема, замеченная у большинства СМИ, охваченных мониторингом, заключается в 

том, что журналисты намеренно (или неосознанно) игнорируют принцип обеспечения права на 

ответ лицам, упоминаемым в новостях в негативном  контексте. 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 

Координационному совету по телевидению и радио (КСТР), на основании ст. 4 Кодекса 

телевидения и радио, следует принять представленную здесь информацию к сведению и 

инициировать мониторинг телеканалов, в чьем содержимом присутствуют признаки 

манипулирующей информации, с тем, чтобы констатировать нарушения законодательства и 

применить соответствующие санкции. 

 



 

19 

 

 

Призываем редакторов телеканалов следить за редакционным содержимым, чтобы оно 

соответствовало миссии прессы, заключающейся в информировании общественности и в 

корректном освещении действительности, а не удовлетворяло желание политических кругов 

продвигать свои интересы и уничтожать конкурентов. 

 

Призываем репортеров сообщать с места событий все значимые факты беспристрастно и с 

проверкой информации, а не выборочно и односторонне. 

 

Рекомендуем медиапотребителям обращаться за информацией к нескольким средствам 

массовой информации, во избежание риска получить неверную и манипулирующую 

информацию. 

 

 


