
 

 

     

 

  

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу № 7 

 

Элементы пропаганды, информационной манипуляции и нарушения 

журналистской этики в молдавских СМИ  

 

(1 июня 2017- 1 августа 2017) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет публикуется Центром независимой журналистики в рамках кампании против 

фальшивой и тенденциозно представленной информации STOP FALS!, которую проводят 

Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики (CJI) и Ассоциация 

независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).  

http://api.md/category/stop-fals


 

 

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

 

В период с 1 июня по 1 августа 2017 года, Центр независимой журналистики проводил 

мониторинг 12-ти СМИ – новостных порталов и телеканалов – с целью выявления возможных 

нарушений правил профессиональной этики и элементов информационного 

манипулирования. Было проанализировано то, каким образом они освещают общественно 

значимые события из области политики, экономики, внешней политики и т.д., и соблюдают 

ли они профессиональные и этические нормы, такие как проверка информации по нескольким 

источникам, плюрализм мнений, обеспечение сбалансированности в случае новостей о 

конфликтных ситуациях, и др. Так, сопоставление с Деонтологическим кодексом и значимыми 

научными работами позволило выявить ряд средств и методов информационного 

манипулирования. 

 

В основу анализа был положен тезис о том, что новости являются основным медиапродуктом, 

к которому люди прибегают, чтобы узнать о последних событиях. Поэтому, вне зависимости 

от мнений владельцев СМИ по вопросам политики или экономики, в новостях должны 

присутствовать исключительно факты, а не мнения журналистов. Кроме того, новостные 

материалы должны быть написаны нейтральным и доступным языком и должны как можно 

точнее отражать действительность, с соблюдением сбалансированности источников. 

 

Цель мониторинга: 

 

Мониторинг проводился с целью определить, соблюдали ли СМИ профессиональную этику и 

использовали ли они техники манипулирования при освещении тем, представляющих интерес 

для общественности. В частности, мы поставили перед собой задачу выявить ошибки, 

допущенные журналистами (намеренно или нет) при освещении событий, с тем, чтобы 

тематические анализы и отчеты о мониторинге могли играть воспитательную роль. Еще одна 

наша задача заключалась в том, чтобы способствовать бдительности потребителей прессы 

относительно рисков использования информации из ненадежных источников. Мониторинг 

помогает потребителям понять, каким образом пресса может манипулировать, и отличать 

манипулирующие журналистские материалы от материалов, освещающих действительность 

беспристрастно. 

 

Критерии отбора СМИ для мониторинга: 

• Покрытие – национальное 

• Язык – румынский и русский 

• Воздействие – тираж и аудитория 

 



 

 

Телевидение: Publika TV (новости на Publika.md), Prime TV, Canal 2, Jurnal TV, Accent TV, 

RTR Moldova (выпуски новостей, произведенные в Молдове), NTV Moldova; 

 

Онлайн-СМИ: Ziarulnațional.md, Noi.md; Gagauzinfo.md, Sputnik.md, Deschide.md. 

 

Методология: 

 

Были отобраны события общественного значения из политической, экономической и 

социальной сферы, произошедшие в период проведения мониторинга, и было изучено то, как 

эти события были освещены в СМИ. Использованные журналистами языковой стиль и 

изображения, порядок отбора событий для освещения, корректность цитирования источников 

и тон изложения были проанализированы сквозь призму Деонтологического кодекса 

журналиста1, руководств и рекомендаций в области ответственной и качественной 

журналистики2, а также определений манипулирования и пропаганды согласно 

Социологическому словарю.3 

 

Манипулирование: «Использование приемов убеждения, намеренно искажающих истину, 

при этом создающих иллюзию свободы мысли и принятия решений, с целью заставить 

социальный элемент (лицо, группу, коллектив) думать и действовать в соответствии с 

интересами инициатора, а не с собственными интересами. В отличие от воздействия путем 

рационального убеждения, манипулирование направлено не на более точное и глубокое 

понимание ситуации, а на внушение подходящей идеи посредством введения в заблуждение 

при помощи поддельных аргументов и воздействия на эмоциональном, нерациональном 

уровне». 

 

Пропаганда: «Систематическая деятельность по передаче, продвижению или 

распространению какой-либо доктрины, тезиса или идеи определенной социальной группы и 

идеологии с целью воздействия, изменения, формирования концепций, отношения, мнений, 

убеждений или поведения. Целью пропаганды является осуществление задач и интересов 

группы, которой она служит. Таким образом, не существует ценностно-нейтральной или 

объективной пропаганды».  

 

                                                 
1
 Деонтологический кодекс журналиста Республики Молдова 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf  
2
 Книга стиля с этическими нормами для журналистов,  АНП 

http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf 
3
 Кэтэлин Замфир, Лазэр Влэсчану, Социологический словарь, Бухарест, 1998, стр. 332, стр. 457 // Cătălin 

Zamfir, Lazăr Vlăsceanu, Dicționar de Sociologie, București, 1998, p. 332., p. 457. 

http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-

Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro  

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf
http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro


 

 

Основные темы, по которым проводился мониторинг с 1 июня по 1 августа 2017 года: 

 

- Опубликование доклада Венецианской комиссии по проекту введения в Республике 

Молдова смешанной избирательной системы (19 июня 2017 года); 

- Осуждение мэра Оргеева Илана Шора (21 июня 2017 года);  

- Продление ареста кишиневского мэра Дорина Киртоакэ (22 июня 2017 года); 

- Решение Европейского парламента о предоставлении Республике Молдова 

макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро (4 июля 2017 года);  

- Утверждение в окончательном чтении законодательных поправок, вводящих смешанную 

избирательную систему в Республике Молдова (20 июля 2017 года). 

 

II. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

 

Данные мониторинга показали, что журналисты некоторых СМИ, ставших предметом 

мониторинга, продолжают писать новости с отклонениями от норм профессиональной этики. 

Были выявлены как элементы, характерные для пропаганды и информационного 

манипулирования, так и нарушения Деонтологического кодекса: 

 

Умалчивание фактов в новостных материалах – NTV Moldova (в материале о докладе 

Венецианской комиссии);  

 

Умалчивание в выпусках новостей – RTR Moldova (материалы о докладе Венецианской 

комиссии и об осуждении Илана Шора), Sputnik.md (материал о докладе Венецианской 

комиссии), NTV Moldova (материал о решении Европейского парламента предоставить 

Молдове помощь); 

 

Одностороннее представление – NTV Moldova, Accent TV (материал о докладе 

Венецианской комиссии), Publika TV (материал о предоставлении помощи Европейским 

союзом); 

 

Выборочное представление фактов и мнений – Publika TV (материал о докладе 

Венецианской комиссии); NTV Moldova, Sputnik.md, Noi.md (материал о продлении ареста 

Дорина Киртоакэ), Jurnal TV, Publika TV (материалы о предоставлении помощи Европейским 

союзом и об утверждении смешанной избирательной системы), Canal 2, NTV Moldova, Accent 

TV (материал об утверждении смешанной избирательной системы);  

 

Отсутствие права на реплику – Canal 2, Sputnik.md, Noi.md (материал о продлении ареста 

Дорина Киртоакэ), Publika TV, Canal 2, Jurnal TV (материал об утверждении смешанной 

избирательной системы); 

http://ntv.md/news/11815
https://www.youtube.com/watch?v=q5SZNTQ_F24&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=57
https://sputnik.md/
http://ntv.md/news/12214
http://ntv.md/news/11815
http://a-tv.md/index.php?newsid=31936
http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4997346.html#gallery
http://www.publika.md/comisia-de-la-venetia-a-facut-public-raportul-privind-schimbarea-sistemului-electoral-in-republica-moldova_2972114.html
http://ntv.md/news/11910
https://sputnik.md/moldova/20170622/13240297/zi-decisiva-pentru-dorin-chirtoaca-va-iesi-sau-nu-din-arest.html
https://www.noi.md/md/news_id/229628
http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/7/4/jurnalul-orei-19-4-iulie-10291280/#1
http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4997346.html#gallery
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-20-iulie-2017-1900_69709.html
http://ntv.md/news/12578
http://a-tv.md/index.php?newsid=33196
http://a-tv.md/index.php?newsid=33196
http://www.canal2.md/news/alte-25-de-zile-de-arest-pentru-dorin-chirtoaca_68174.html
https://sputnik.md/moldova/20170622/13240297/zi-decisiva-pentru-dorin-chirtoaca-va-iesi-sau-nu-din-arest.html
https://www.noi.md/md/news_id/229628
http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_5000476.html#gallery
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-20-iulie-2017-1900_69709.html
http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/7/21/jurnalul-orei-19-20-iulie-10294064/#1


 

 

 

Смесь фактов и мнений – Publika TV, Canal 2, Accent TV (материал об утверждении 

смешанной избирательной системы); 

 

Ссылка на источники, которые невозможно проверить – Canal 2 (материал об утверждении 

смешанной избирательной системы); 

 

Распространение ложной информации – NTV Moldova (материал о протесте оппозиции во 

время утверждения смешанной избирательной системы), Sputnik.md (один из материалов об 

утверждении смешанной избирательной системы);  

 

Акцент на деталях в ущерб сути; размытое представление – NTV Moldova (материал о 

протесте оппозиции во время утверждения смешанной избирательной системы); 

 

Ирония в адрес противника – Accent TV (материал о протесте оппозиции во время 

утверждения смешанной избирательной системы). 

 

III. АНАЛИЗ ДАННЫХ 

 

Тема 1. Опубликование доклада Венецианской комиссии по проекту 

введения в Республике Молдова смешанной избирательной системы (19 

июня 2017 года)4 

 

19 июня 2017 года Европейская комиссия за демократию через право при Совете Европы 

(Венецианская комиссия) опубликовала на сайте venice.coe.int свой доклад по результатам 

анализа законопроекта о внесении изменений в избирательную систему Республики Молдова 

и о введении смешанной системы, поддерживаемого Демократической партией и Партией 

социалистов. Комиссия отметила, что «хотя выбор избирательной системы является 

суверенным решением государства», изменение избирательной системы «на сегодняшний 

день» не рекомендуется. 

 

Канал NTV Moldova показал материал, сообщавший о позиции ПСРМ относительно данных 

рекомендаций, однако проигнорировал сами рекомендации и положения доклада Комиссии, 

что является умалчиванием. Телезрители не узнали о том, что доклад был опубликован и что 

он предусматривает. Однако было подробно представлено мнение депутата-социалиста 

Василе Боля, члена парламентской делегации, принявшей участие в работе Комиссии. 

                                                 
4 Тематический анализ 1, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-publicarea-raportului-comisiei-de-la-

venetia/ 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_5000476.html#gallery
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-20-iulie-2017-1900_69709.html
http://a-tv.md/index.php?newsid=33196
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-20-iulie-2017-1900_69709.html
http://ntv.md/news/12578
https://sputnik.md/moldova/20170720/13660507/deputatii-moldoveni-vor-fi-demisi-din-functie.html
http://ntv.md/news/12578
http://a-tv.md/index.php?newsid=33196
http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2017)012-e
http://ntv.md/news/11815


 

 

Потребитель прессы таким образом был подвергнут манипулированию, поскольку ему была 

сообщена позиция одной из сторон (социалистов) о факте (о выводах и рекомендациях 

доклада), вместо самого факта. Журналистам следовало процитировать прямой источник, т.е. 

доклад, а прокомментировать документ следовало попросить все значимые стороны, т.е. 

парламентские фракции. Тема была представлена односторонне, что является нарушением 

Деонтологического кодекса журналиста Республики Молдова5, согласно которому журналист 

должен интересоваться мнениями всех сторон, имеющих отношение к событию, и 

представлять информацию честно и объективно.  

 

Аналогичным образом информацию представил и канал Accent TV, который не сообщил 

ничего о самом докладе. Вместо этого, был передан комментарий президента Игоря Додона о 

докладе Венецианской комиссии. В результате, люди не узнали о рекомендациях членов 

Комиссии, а лишь то, что президент не учтет их и продолжит поддерживать инициативу. 

 

Канал Publika TV в своем главном выпуске новостей дня представил рекомендации доклада 

выборочно, выделив технические (о порядке формирования избирательных округов, 

представлении диаспоры, соблюдении гендерного равенства) и опустив существенные 

моменты, касающиеся непосредственно цели, преследуемой авторами инициативы: сблизить 

Парламент с народом и обеспечить подотчетность депутатов перед избирателями. Можно 

сделать вывод, что репортеры сочли нужным представить телезрителям только рекомендации, 

принятые авторами инициативы, представителями ДПМ. Однако телезрителю дали понять, 

что существуют и рекомендации, не понравившиеся Демократической партии, но не уточнили 

какие именно: «Венецианская комиссия также отмечает, что избирательную систему можно 

изменить только при условии широкого консенсуса и в отсутствии поляризации общества. В 

свою очередь, председатель парламента Андриан Канду написал в своем блоге, что эта часть 

доклада содержит рекомендации с определенной долей субъективности». Таким образом, 

была предпринята попытка повлиять на публику передачей мнения всего одного 

политического деятеля. 

 

На Canal 2 в новостях были представлены те же технические рекомендации, что и на Publika 

TV, только во вступлении был четко сообщен вывод Комиссии: «Решение о внедрении 

смешанной избирательной системы не является подходящим для общества, в котором часть 

населения выступает против реформы выборов». 

 

На Prime TV новость была преподнесена так же, как на Publika TV и Canal 2, за исключением 

вводной части: «Венецианская комиссия опубликовала сегодня рекомендации относительно 

проекта реформы избирательной системы Молдовы. Эксперты считают, что для любого 

                                                 
5 Деонтологический кодекс журналиста Республики Молдова, 

https://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf 

http://a-tv.md/index.php?newsid=31936
http://www.publika.md/comisia-de-la-venetia-a-facut-public-raportul-privind-schimbarea-sistemului-electoral-in-republica-moldova_2972114.html
http://www.canal2.md/news/reactia-lui-andrian-candu-la-recomandarile-comisiei-de-la-venetia-privind-reforma-electorala_68006.html
http://www.prime.md/ro/raportul-privind-implementarea-votului-mixt-publicat-andrian-candu-membrii-comisiei-de-la-venetia-sunt-subiectivi_57447.html
https://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf


 

 

подобного изменения необходимы широкомасштабные дебаты и консультации с гражданским 

обществом. В то же время, Комиссия уточняет в своем докладе, что изменение системы 

является суверенной прерогативой республики». 

 

В новостной сюжет, переданный Jurnal TV, были включены некоторые рекомендации 

Венецианской комиссии, мнение, высказанное ранее председателем Парламента Андрианом 

Канду, и коротко, в тексте, репортеры напомнили о позиции оппозиционных партий и 

гражданского общества относительно законопроекта. 

 

Порталы Deschide.md, Noi.md и Ziarulnational.md опубликовали доклад полностью (на 

английском языке), воспроизвели цитаты из него и резюмировали основные рекомендации. 

Deschide.md не опубликовал реакцию ни одного из политиков. 

 

Канал RTR Moldova (в выпуске новостей в 19.45) и портал Sputnik.md не проинформировали 

свою аудиторию о выводах Комиссии. Учитывая, что эта тема имеет большое значение для 

общества, данный факт является умалчиванием важной информации дня. 

 

Тема 2. Осуждение мэра Оргеева Илана Шора (21 июня 2017 года)6 

 

21 июня 2017 года Суд Кишинэу (отделение Буюкань) приговорил бизнесмена Илана Шора, 

занимающего должность мэра города Орхей,  к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы за 

совокупность преступлений, а именно: причинение имущественного ущерба в крупных 

размерах собственнику путем обмана или злоупотребления доверием, при отсутствии 

признаков хищения, и отмывание денег. Однако под суд осужденный был отдан по обвинению 

в мошенничестве, по делу о банковском мошенничестве 2014 года, за деяния, которые он 

предположительно совершил в то время, когда был председателем Совета администрации 

«Banca de Economii». Большинство СМИ, подвергнутых мониторингу, осветили данную тему 

без представления информации о контексте, который имеет значение в связи с тем, что данный 

вопрос касается исчезновения одного миллиарда долларов из нескольких банков страны (и, 

возможно, его возвращения). 

 

В новостях канала Jurnal TV, однако, отсутствовала информация о контексте, например, о 

том, что именно на основании самодоноса Илана Шора был задержан, арестован и затем 

осужден бывший премьер Влад Филат, а также о том, что его имя фигурирует в первом отчете 

компании Kroll, которая расследовала некоторые из действий, приведших к совершению 

банковского мошенничества.  

 

                                                 
6 Тематический анализ 2, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-condamnarea-primarului-de-orhei-ilan-

sor-reporterii-nu-au-inteles-pentru-ce-infractiuni-fost-gasit-vinovat-omul-de-afaceri/ 

http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/6/19/jurnalul-orei-19-19-iunie-10289193/#3
https://deschide.md/ro/stiri/politic/13438/(DOC)-Recomand%C4%83rile-Comisiei-de-la-Vene%C8%9Bia-%C3%AEn-privin%C8%9Ba-sistemului-electoral-mixt.htm
https://www.noi.md/md/news_id/228878
http://www.ziarulnational.md/doc-comisia-de-la-venetia-a-publicat-documentul-privind-recomandarile-cu-privire-la-schimbarea-sistemului-electoral/
https://www.youtube.com/watch?v=q5SZNTQ_F24&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=57
https://sputnik.md/
http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/6/21/jurnalul-orei-19-21-iunie-10289433/#2


 

 

И в новостных материалах Publika TV и Canal 2 отсутствовала информация о контексте, а 

также конкретная информация о преступлениях, за которые был осужден Илан Шор, что 

свидетельствует о недостатках документирования. Потребители не поняли, за что именно 

Илана Шара признали виновным. 

 

Репортеры Deschide.md также не уточнили, за какие преступления был осужден Илан Шор. 

 

Канал Accent TV, в передаче Acces Info, передал короткую новость об осуждении, без 

информации о контексте и об истории вопроса, а Ziarulnational.md, хотя и сообщил о событии 

в прямом эфире, не предоставил достаточно информации о контексте. 

 

В материале, опубликованном на портале Noi.md, отсутствовали существенные подробности, 

например то, что Илан Шор покинул здание суда до оглашения приговора, а также то, что он 

будет оставаться дома, пока судебное решение не станет окончательным. Отсутствовала также 

информация о контексте, в том числе о самодоносе Шора против Влада Филата.  

 

Репортеры NTV Moldova передали фрагмент речи прокурора и фрагмент речи адвоката, но не 

сообщили другие значимые факты, в том числе контекст осуждения. Как и в новостях других 

каналов, не было сказано, за что осудили Илана Шора. Не прозвучало и название «Banca de 

Economii».  

 

В новостях Sputnik.md также не было ясно, что речь идет о преступлениях, связанных с 

банковским мошенничеством. Не было упомянуто название «Banca de Economii», 

обанкротившегося вследствие банковского мошенничества, в котором Илан Шор был 

председателем Совета администрации. Также отсутствовала любая другая информация о 

контексте.  

 

В трех выпусках новостей на канале RTR Moldova, двух на румынском языке и одном на 

русском, новость об осуждении Илана Шора отсутствовала, что можно считать 

умалчиванием важных тем дня. Вместо этого, на следующий день канал передал позицию 

адвокатов Илана Шора, которые организовали пресс-конференцию. 

 

Тема 3. Продление ареста кишиневского мэра Дорина Киртоакэ (22 июня 

2017 года)7 

 

                                                 
7 Тематический анализ 3, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-prezentare-unilaterala-neasigurarea-

dreptului-la-replica-si-informatii-inexacte-stirile-despre-prelungirea-arestului-lui-dorin-chirtoaca/ 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4995056.html#gallery
http://www.canal2.md/news/ilan-sor-fost-condamnat-la-sapte-ani-si-sase-luni-de-inchisoare_68123.html
https://deschide.md/ro/stiri/social/13561/Breaking-News--Ilan-%C8%98or-condamnat-la-7-ani-de-%C3%AEnchisoare-dar-eliberat-p%C3%A2n%C4%83-la-sentin%C8%9Ba-definitiv%C4%83.htm
http://a-tv.md/index.php?newsid=32050
http://a-tv.md/index.php?newsid=32050
http://www.ziarulnational.md/doc-comisia-de-la-venetia-a-publicat-documentul-privind-recomandarile-cu-privire-la-schimbarea-sistemului-electoral/
https://www.noi.md/md/news_id/229494
http://ntv.md/news/11876
https://sputnik.md/politics/20170621/13236742/ilan-sor-condamnat-inchisoare.html


 

 

22 июня 2017 года кишиневский суд продлил на 25 дней домашний арест мэра муниципия 

Кишинэу Дорина Киртоакэ, подозреваемого в извлечении выгоды из влияния. Данное событие 

имеет довольно большое значение для общественности, поскольку касается дела о коррупции 

и поскольку после провозглашения решения обвиняемый сделал 

первые заявления относительно обвинений, предъявленных прокурорами. Во время 

судебного заседания, перед зданием суда кишиневского сектора Буюкань группа членов и 

сторонников Либеральной партии провела митинг в поддержку мэра. 

 

Каналы Publika TV, Prime TV, Jurnal TV, RTR Moldova и Accent TV, а также порталы 

Deschide.md и Ziarulnational.md осветили событие в целом непредвзято, представив 

большинство фактов и информаций из соответствующих источников. В то же время, 

некоторые телеканалы и сайты, такие как NTV Moldova, Canal 2, Noi.md, Sputnik.md, 

осветили тему предвзято. 

 

Канал NTV Moldova, в выпуске новостей в 19.00, сообщил основную информацию и позиции 

обеих сторон – прокурора и обвиняемого, – но не упомянул ничего о митинге, организованном 

либералами перед зданием суда, что можно считать выборочным представлением фактов. 

Также, формально репортеры соблюли сбалансированность источников, однако из 

высказываний Дорина Киртоакэ был выбран не самый значимый фрагмент, касающийся 

обвинения в извлечении выгоды из влияния, предъявленного прокурорами. «То, что обо мне 

были сделаны определенные заявления, а также другие упомянутые аспекты, не имеет 

никакого значения и даже абсурдно, я бы сказал» – это единственное представленное 

заявление мэра, и оно, очевидно, не имеет прямого отношения к его обвинению в извлечении 

выгоды из влияния, в связи с которым в его отношении ведется уголовное преследование. 

Большинство СМИ передали основное высказывание Киртоакэ после заседания: «Я не 

совершал никакого извлечения выгоды из влияния и всего лишь исполнял свои должностные 

обязанности, в этом деле и во всех других. Моя совесть чиста. Я надеюсь, что смогу убедить 

в этом органы уголовного преследования и суд». Таким образом, можно заключить, что 

репортеры NTV Moldova выбрали не самый существенный фрагмент из речи мэра, стремясь к 

сокрытию сути его заявлений о своей невиновности. 

 

На Canal 2, в новостной сюжет в день заседания суда не были включены заявления, сделанные 

мэром после провозглашения решения о продлении домашнего ареста, что может объясняться 

временем, когда был показан сюжет (16.00). Канал передал позицию мэра, заявившего о своей 

невиновности и отрицавшего извлечение выгоды из влияния, только на следующий день. В 

сюжет, представленный 23 июня, под заголовком «Еще 25 дней домашнего ареста для Дорина 

Киртоакэ», был включен фрагмент, согласно которому «мэру причиталось 13% из бизнеса с 

парковками, взамен на продвижение проекта, управляемого из тени миллионером 

Александром Пинчевским». В данном фрагменте содержатся два обвинения, одно в адрес мэра 

https://www.privesc.eu/arhiva/76860/Sedinta-de-judecata-a-primarului-municipiului-Chisinau--Dorin-Chirtoaca--din-22-iunie-2017
http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4995263.html#gallery
http://www.prime.md/ro/ramane-in-arest-dorin-chirtoaca-a-primit-inca-25-de-zile-de-arest-la-domiciliu_57567.html
http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/6/22/jurnalul-orei-19-22-iunie-10289560/#2
https://www.youtube.com/watch?v=ABcjoQqLHDo&t=635s&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=47
http://a-tv.md/index.php?newsid=32116
https://deschide.md/ro/stiri/social/13624/Magistra%C8%9Bii-au-prelungit-mandatul-lui-Chirtoac%C4%83-cu-25-de-zile.htm
http://www.ziarulnational.md/live-video-dorin-chirtoaca-primele-declaratii-de-cand-se-afla-in-arest-constiinta-mea-este-curata/
http://ntv.md/news/11910
http://www.canal2.md/news/alte-25-de-zile-de-arest-pentru-dorin-chirtoaca_68174.html
https://www.noi.md/md/news_id/229628
https://sputnik.md/moldova/20170622/13240297/zi-decisiva-pentru-dorin-chirtoaca-va-iesi-sau-nu-din-arest.html
http://ntv.md/news/11910
http://www.canal2.md/news/alte-25-de-zile-de-arest-pentru-dorin-chirtoaca_68174.html
http://www.canal2.md/news/inca-25-de-zile-de-arest-la-domiciliu-pentru-dorin-chirtoaca_68208.html
http://www.canal2.md/news/inca-25-de-zile-de-arest-la-domiciliu-pentru-dorin-chirtoaca_68208.html
http://www.canal2.md/news/inca-25-de-zile-de-arest-la-domiciliu-pentru-dorin-chirtoaca_68208.html


 

 

и другое в адрес бизнесмена Александра Пинчевского, которые не были сбалансированы в 

материале правом на реплику упоминаемых лиц.  

 

Портал Sputnik.md опубликовал в день продления ареста 3 материала на данную тему, в 

которых большая часть информации повторялась. Факты были представлены выборочно – в 

новостях не было ни информации о митинге либералов в поддержку обвиняемого, ни 

заявления мэра в свою защиту. Это является нарушением Деонтологического кодекса в том, 

что касается права на реплику. Кроме того, репортеры Sputnik.md сообщили неверную 

информацию о сроке ареста – его продлили на 25 дней, а не на 30, как написали они. 

 

Портал Noi.md опубликовал 2 новостных материала о данном событии: в одном сообщалось 

о продлении ареста, в котором отсутствовало заявление/позиция обвиняемого, а в другом было 

представлено объяснение Дорина Киртоакэ своих выходов из дома во время домашнего 

ареста. Тот факт, что журналисты не сообщили о позиции обвиняемого, заявившего, что 

считает себя невиновным и что не получал выгоду из влияния, свидетельствует о 

пристрастности материала и нарушении норм профессиональной этики относительно 

сбалансированности, информирования из нескольких источников и права на реплику. 

 

Тема 4. Решение Европейского парламента о предоставлении Республике 

Молдова макрофинансовой помощи в размере 100 миллионов евро (4 июля 

2017 года)8 

 

4 июля 2017 года Европейский парламент проголосовал за решение предоставить Республике 

Молдова макрофинансовую помощь в размере 100 миллионов евро, после того, как 3 июля 

этот вопрос был обсужден в пленуме. Многие депутаты Европарламента раскритиковали 

молдавские власти и потребовали оговорить условия предоставления помощи, включая 

соблюдение рекомендаций Венецианской комиссии относительно проекта ДПМ и ПСРМ о 

введении смешанной избирательной системы. Другие настаивали на суверенном праве 

государства принимать решения о том, какую избирательную систему использовать, и 

выступили за предоставление средств. Тема представляет значительный общественный 

интерес, поскольку ранее Европейский Парламент отложил принятие решения о 

предоставлении помощи до опубликования выводов Венецианской комиссии. 

 

Канал Jurnal TV осветил данную тему несбалансированно, и факты были представлены 

выборочно. Из 12 фрагментов выступлений европейских депутатов, включенных в материал, 

11 были критическими по отношению к Правительству и лидеру ДПМ Владу Плахотнюку. 

                                                 
8 Тематический анализ 4, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-decizia-parlamentului-european-de-

acorda-republicii-moldova-un-ajutor-macrofinanciar-de-100-de-milioane-de-euro/ 

https://sputnik.md/moldova/20170622/13240297/zi-decisiva-pentru-dorin-chirtoaca-va-iesi-sau-nu-din-arest.html
https://www.noi.md/md/news_id/229628
http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/7/4/jurnalul-orei-19-4-iulie-10291280/#1


 

 

Было включено только одно мнение, благоприятное правительству, хотя во время дебатов в 

Европейском парламенте прозвучали и нейтральные, и благоприятные мнения в отношении 

молдавских властей, которые следовало бы включить для обеспечения сбалансированности 

новости и правильного информирования. Мнения были представлены выборочно. Кроме 

того, раз уже было принято решение сообщить мнения местных политиков относительно 

решения, принятого в Страсбурге, репортерам следовало передать и мнения других 

политиков, в том числе из правительства, а не только комментарий Андрея Нэстасе в качестве 

лидера платформы «Достоинство и правда». 

 

И на Publika TV фрагменты выступлений депутатов Европарламента были представлены 

выборочно, в зависимости от их смысла. Присутствовали нейтральные высказывания и 

высказывания в пользу Правительства, и только два мнения, критикующие молдавские власти. 

Были пропущены высказывания европарламентариев о коррупции в Молдове, об олигархах и 

о Владимире Плахотнюке. Кроме того, решение было прокомментировано односторонне, 

только представителями руководства страны – Андрианом Канду и Павлом Филипом, вто 

время как мнение представителей оппозиции было проигнорировано. 

 

На Canal 2 и Prime TV была отмечена легкая несбалансированность в выборе мнений 

европарламентариев – из 5 высказываний, включенных в материал, три были в пользу 

молдавского Правительства. 

 

На Accent TV тема была представлена в выпуске новостей таким образом, что могла 

остаться незамеченной: ведущая прочла текст примерно за 20 секунд, без визуального 

сопровождения. Канал не упомянул о дебатах в Страсбурге, представив тему как 

малозначительную. 

 

NTV Moldova не упомянул данную тему в выпуске новостей 4 июля 2017 года. 

 

На Deschide.md, Ziarulnațional.md, Sputnik.md, RTR Moldova и Noi.md не были замечены 

отклонения от профессиональных норм при освещении данной темы.  

 

Тема 5. Утверждение в окончательном чтении законодательных поправок, 

вводящих смешанную избирательную систему в Республике Молдова (20 

июля 2017 года)9 

 

                                                 
9 Тематический анализ 5, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-adoptarea-lectura-finala-modificarilor-

legislative-prin-care-republica-moldova-trecut-la-sistemul-de-vot-mixt/ 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4997346.html#gallery
http://www.canal2.md/news/majoritatea-parlamentarilor-europeni-s-au-expus-pentru-acordarea-asistentei-macrofinanciare-valoare-de-100-de-milioane-de-euro-pentru-tara-noastra_68772.html
http://www.prime.md/ro/da-pentru-finantare-parlamentul-european-a-votat-acordarea-a-100-de-milioane-de-euro-pentru-republica-moldova_58076.html
http://a-tv.md/index.php?newsid=32595
http://ntv.md/news/12214
https://deschide.md/ro/stiri/politic/14254/Breaking-NEWS--PE-a-votat-de-principiu-asisten%C8%9Ba-macro-financiar%C4%83-pentru-RMoldova.htm
http://www.ziarulnational.md/ultima-ora-parlamentul-european-a-votat-de-principiu-acordarea-asistentei-macrofinanciare-de-100-de-milioane-de-euro-destinata-r-moldova/
http://www.ziarulnational.md/ultima-ora-parlamentul-european-a-votat-de-principiu-acordarea-asistentei-macrofinanciare-de-100-de-milioane-de-euro-destinata-r-moldova/
http://www.ziarulnational.md/ultima-ora-parlamentul-european-a-votat-de-principiu-acordarea-asistentei-macrofinanciare-de-100-de-milioane-de-euro-destinata-r-moldova/
https://sputnik.md/radio_rubrica_accentul_zilei/20170704/13416098/europarlamentarii-deci-azi-acorda-sau-nu-moldovei-100-de-milioane-de-euro.html
https://www.youtube.com/watch?v=wlBifhvfctQ&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy&index=33
http://www.noi.md/md/news_id/231933


 

 

20 июля, 74 депутата от демократов, социалистов и несколько независимых депутатов 

утвердили в окончательном чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс о выборах, 

которым была изменена избирательная система Республики Молдова. Изменение 

предполагает избрание депутатов в Парламент как по избирательным округам, так и по 

партийным спискам. Изменение было предложено и поддержано Демократической партией и 

Партией социалистов, однако было оспорено оппозицией и не рекомендовано Европейской 

комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией), представившей отзыв по 

законопроекту. Пока депутаты рассматривали законопроект, перед зданием Парламента 

проходили две манифестации: одна в поддержку смешанной избирательной системы, 

организованная руководством страны, другая против нее, организованная оппозиционными 

партиями. 

 

На Publika TV события, происходившие во время голосования, и протесты были 

представлены выборочно и несбалансированно. Было объявлено, что депутаты 

коммунисты, либералы и либерал-демократы покинули зал заседаний до голосования, однако 

в новостях не были включены фрагменты выступлений, в которых они аргументировали свой 

уход. Хотя все оппозиционные парламентские фракции сделали заявления с трибуны 

Парламента, телезрители Publika TV узнали только о позиции коммунистов, выраженной 

голосом Владимира Воронина. Также, протест оппозиции практически не был освещен – канал 

не представил кадры с манифестации и не упомянул о требованиях протестующих. Вместе с 

тем, манифестация в поддержку смешанной избирательной системы была широко освещена, 

с представлением выступлений со сцены и нескольких голосов из толпы. Также, факты были 

слегка прокомментированы: об одном из лидеров оппозиции, Андрее Нэстасе, было сказано, 

что он совершил «провокацию» на митинге в поддержку смешанной избирательной системы, 

преградив доступ к микрофону представительнице ДПМ, и «поставил себя в глупое 

положение». Подобные выражения являются оценкой автора текста, а не представлением 

фактов как таковых. Еще одним нарушением норм профессиональной этики является 

отсутствие права на реплику. Журналисты не попросили Андрея Нэстасе 

прокомментировать ситуацию. 

 

На Canal 2, в выпуске новостей в 19.00, репортаж об утверждении изменений имел то же 

содержимое, что и на Publika TV. В других материалах о данном событии факты были 

представлены пристрастно и тенденциозно. Протестующие против смешанной 

избирательной системы были представлены агрессивными провокаторами, но никто из них не 

был интервьюирован о протесте, в котором участвует. Также, имело место смешение фактов 

и мнений: «Андрей Нэстасе поставил себя в глупое положение», «Митинги оппозиции не 

удались», не было обеспечено право на реплику, и была сделана ссылка на источники, 

которые невозможно проверить: «Прямое избрание депутатов поддерживает около 60% 

молдавского общества. Последний опрос общественного мнения показал, что 6 из 10 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_5000476.html#gallery
http://www.canal2.md/emisiuni/reporter-cu-diana-spatarel-20-iulie-2017-1900_69709.html


 

 

молдаван считают, что депутатов следует избирать на основании одномандатной или 

смешанной избирательной системы». Не было сказано о каком именно опросе идет речь, кто 

его провел и когда. Такой формулировкой телезрителям могла быть представлена ложная 

информация о несуществующем опросе, поскольку не был упомянут источник и потребители 

не могут проверить достоверность сказанного. Этот метод манипулирования – ссылка к 

неизвестным источникам или к источникам, которые невозможно проверить – часто 

используется для придания достоверности какой-либо идее. Также, в информации о контексте 

рекомендации Венецианской комиссии были представлены выборочно. 

 

В новостях Prime TV были отмечены, за небольшими исключениями, те же нарушения, что и 

на Publika TV и Canal 2: подход был односторонним – положительным к смешанной 

избирательной системе и отрицательным к манифестантам, протестующим против изменения 

избирательной системы. 

 

На NTV Moldova, в репортаже, показанном в выпуске новостей в 19.00, было уделено 

внимание в основном мнениям депутатов-социалистов и президента Игоря Додона о 

смешанной избирательной системе, а голос оппозиции был проигнорирован. Факты были 

представлены выборочно – репортер не сказал ничего о том, что либералы, либерал-

демократы и коммунисты покинули зал заседаний в знак несогласия с рассмотрением 

законопроекта. В материале о манифестациях перед зданием Парламента факты также были 

представлены выборочно: митинг в поддержку смешанной избирательной системы был 

освещен неполно с визуальной и информационной точки зрения, без кадров со сцены и без 

фрагментов из речей выступавших. Со сцены был показан только один видеофрагмент, в 

котором женщина, говорившая в микрофон, была снята со спины. Такой прием специалисты 

определяют как манипулирование, заключающееся в «сокрытии или выборе информации по 

принципу пользы для манипулятора, не имеющей отношение к объективной правде»10. В то 

же время, из лозунгов, которые скандировали участники второго митинга, репортер NTV 

Moldova выбрал только слова нескольких представителей Партии национального единства: 

«Объединение! Великая Румыния в старых границах». Репортер представил ложную 

информацию и ввел аудиторию в заблуждение. Он сказал: «Между тем, в сквере перед 

зданием Парламента появились сторонники и члены ПКРМ, ЛДПМ, «Нашей партии», партии 

«Действие и солидарность» и партии «Достоинство и правда». Вместе с членами Партии 

национального единства, они требовали объединения Молдовы с Румынией». В последующих 

кадрах не появился ни один из представителей упомянутых партий, скандирующих 

«Объединение!». Этот лозунг скандировали около 8 человек, включая лидера ПНЕ Анну Гуцу, 

                                                 
10 Университет Трансильвания, Брашов, докторская диссертация, Техники манипулирования 

электоратом через маркетинговые исследования // Universitatea Transilvania din Brașov, Teză de doctor, 

Tehnici de manipulare a electoratului prin cercetări de marketing, 

http://www.unitbv.ro/Portals/31/Sustineri%20de%20doctorat/Rezumate/Vierasu.pdf 

http://www.prime.md/ro/emisiune/primele-stiri_2514_video_58789.html
http://ntv.md/news/12578
http://www.unitbv.ro/Portals/31/Sustineri%20de%20doctorat/Rezumate/Vierasu.pdf


 

 

которые держали в руках флаги Румынии. Следовательно, утверждение, что члены ПКРМ, 

ЛДПМ, «Нашей партии», партии «Действие и солидарность» и партии «Достоинство и 

правда» скандировали вместе с ПНЕ «Объединение!», является ложным. Таким образом, 

была предпринята попытка отвлечь внимание от действительной причины протеста (а именно, 

стремление предотвратить изменение избирательной системы) и перенести на участников 

демонстрации образ людей, желающих исключительно объединения с Румынией. Однако 

протест был против руководства страны и против смешанной избирательной системы, а 

скандирование лозунга об Объединении было лишь одним эпизодом, тогда как суть события 

заключалась в другом и не была освещена в материале. 

 

Кроме того, внимание акцентировалось на незначительных подробностях из категории 

«разное» – Андрей Нэстасе был сфотографирован в мокрых штанах, Майя Санду с телефоном 

в руке – в ущерб существенных фактов. Такой метод манипулирования Владимир Волкофф 

назвал в «Трактате о дезинформации» сокрытием: «Этот метод заключается в сокрытии факта 

в массе других фактов, никак с ним не связанных, и, по возможности, более способных вызвать 

интерес публики»11. Подробности были отобраны таким образом, чтобы представить только 

факты, неблагоприятные для оппозиции, чтобы дискредитировать ее и повлиять таким 

образом на телезрителя. Люди не были проинформированы о причинах, побудивших 

участников митинга прийти к Парламенту, или об их аргументах, но узнали второстепенные 

подробности, не передавшие суть события. 

 

На канале Jurnal TV было отмечено отсутствие сбалансированности в освещении событий 

от 20 июля. Весь выпуск новостей в 19.00 был посвящен этой теме – около 50 минут. Хотя 

были представлены все значимые факты, акцент был поставлен на действиях оппозиции и 

участников протеста против смешанной избирательной системы. Также, в одном материале не 

было обеспечено право на реплику представителей нескольких мэрий и кишиневского 

предприятия «Termoelectrica», которых обвинили в том, что они насильно отправили своих 

сотрудников на манифестацию в поддержку смешанной системы. Репортеры обратились за 

комментарием о сложившейся ситуации (и включили его в новости) к председателю 

Парламента, Андриану Канду, в то время как в этом случае были необходимы, в том числе как 

средство проверки информации, скорее позиции руководителей соответствующих 

учреждений. 

 

В выпуске новостей в 19.45 на канале RTR Moldova тема была освещена с упоминанием 

большинства значимых фактов. 

 

                                                 
11 Владимир Волкофф, «Трактат о дезинформации» // Vladimir Volkoff, „Tratat de dezinformare”, 

https://scorilos.files.wordpress.com/2011/03/vladimir-volkoff-tratat-de-dezinformare1.pdf 

http://www.jurnaltv.md/ro/news/2017/7/21/jurnalul-orei-19-20-iulie-10294064/#1
http://rtr.md/peredachi/vesti-moldova
https://scorilos.files.wordpress.com/2011/03/vladimir-volkoff-tratat-de-dezinformare1.pdf


 

 

Accent TV осветил события предвзято, восхваляя преимущества смешанной системы и 

смешивая факты с мнением журналиста. Репортеры прокомментировали с иронией факты, 

представленные в репортаже. Использование иронии или сарказма при представлении 

действительности считается специалистами современным методом манипулирования, 

используемым на телевидении и в других видах журналистики12. Манифестация в поддержку 

смешанной избирательной системы была показана, как и на NTV Moldova, фрагментами, так 

что не было ясно, кто выступал перед демонстрантами. И в этом случае можно говорить о 

сокрытии и выборе информации с целью манипулирования. 

 

Ziarulnațional.md, Deschide.md, Noi.md - осветили события от 20 июля, представив 

большинство значимых фактов. 

 

Портал Sputnik.md опубликовал несколько материалов на данную тему, как о событиях в 

Парламенте, так и о протестах. Один из материалов можно считать ложным, поскольку 

представленная в нем информация не соответствует действительности: «Впервые в Молдове. 

Депутатов можно будет снимать с должности». Репортеры сообщают, что изменения в 

Кодексе о выборах, вводящие смешанную избирательную систему, содержат одно положение, 

позволяющее отзывать депутатов путем местного референдума. В действительности, такое 

положение было включено в законопроект об одномандатной избирательной системе на этапе 

его рассмотрения в парламентских комиссиях, однако впоследствии, в мае 2017 года, оно было 

исключено, и в законопроект о смешанной избирательной системе не попало. 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ 

 

Большинство СМИ, подвергнутых мониторингу, продолжают игнорировать правила 

написания новостей и освещения действительности, предоставляя публике неполную, 

тенденциозную, одностороннюю информацию. Таким образом, присутствуют как элементы 

информационного манипулирования, так и нарушения Деонтологического кодекса 

Республики Молдова. 

 

Телеканалы Publika TV, Prime TV и Canal 2 передают, за небольшими исключениями, один 

и тот же контент в новостях о событиях, представляющих значительный интерес для 

                                                 
12 ХЕРЖЕУ, Раду. Техники манипулирования, пропаганды и убеждения на телевидении //HERJEU, 

Radu. Tehnici de manipulare, propagandă și persuasiune în televiziune, 

https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-

tv.pdf 

http://a-tv.md/index.php?newsid=33196
http://www.ziarulnational.md/ultima-ora-parlamentul-european-a-votat-de-principiu-acordarea-asistentei-macrofinanciare-de-100-de-milioane-de-euro-destinata-r-moldova/
https://deschide.md/ro/stiri/politic/15062/Breaking-NEWS--Sistemul-electoral-mixt-a-fost-votat-%C3%AEn-lectur%C4%83-final%C4%83.htm
https://www.noi.md/md/news_id/234939
https://sputnik.md/moldova/20170720/13660507/deputatii-moldoveni-vor-fi-demisi-din-functie.html
https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-tv.pdf
https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-tv.pdf


 

 

общественности и, особенно в материалах на политические темы, подают факты 

односторонне, в пользу Демократической партии. В новостях этих каналов были замечены 

техники манипулирования и нарушения Деонтологического кодекса – выборочное 

представление фактов, отсутствие права на реплику, смешение фактов и мнений. 

 

Каналы Accent TV и NTV Moldova осветили часть событий односторонне и тенденциозно, с 

точки зрения Партии социалистов, представляя факты выборочно, с умалчиванием 

некоторой информации в новостях, смешивая факты и мнения, с иронией в адрес 

противника. В одном случае, на NTV Moldova была замечена передача ложной 

информации, а еще в одном – умалчивание важной темы в выпуске новостей. 

 

На Jurnal TV были замечены элементы выборочного представления фактов, отсутствие 

сбалансированности и, в одном случае, непредоставление права на реплику. 

 

Sputnik.md и RTR Moldova умолчали о некоторых важных темах дня, то есть не осветили их 

в новостях. На Sputnik.md и Noi.md также было отмечено непредоставление права на 

реплику. 

 

В целом, некоторые порталы и телеканалы игнорируют обязанность журналиста обеспечить 

право на реплику лицам, упоминаемым в новостях в отрицательном контексте. 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

 

Координационный совет по телевидению и радио, на основании статьи 4 Кодекса телевидения 

и радио, должен проявить инициативу и начать мониторинг телеканалов, в отношении 

которых он получает сообщения о распространении манипулирующей информации, чтобы 

констатировать нарушения законодательства и применить санкции. Редакторы телеканалов 

призываются следить за контентом, чтобы тот соответствовал миссии прессы информировать 

общественность и надлежащим образом освещать действительность, а не желанию 

политических кругов продвигать свои интересы и уничтожать соперников. 

 

Журналисты призываются сообщать с мест событий обо всех значимых фактах, объективно и 

с проверкой информации, а не выборочно и односторонне. 

 

Потребителям прессы рекомендуется пользоваться для информирования несколькими медиа-

источниками, чтобы избежать риска получения неверной и манипулирующей информации. 

  


