
 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу № 5 

 

«Элементы пропаганды, информационной манипуляции и нарушения 

журналистской этики в молдавских СМИ»  

 

(1 февраля 2017 года - 1 апреля 2017 года) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет публикуется Центром независимой журналистики в рамках кампании против 

фальшивой и тенденциозно представленной информации STOP FALS, которую проводят 

Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики (CJI) и 

Ассоциация независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).  

 



 

 

I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

В период с 1 февраля по 1 апреля 2017 года Центр независимой журналистики проводил 

мониторинг 12 СМИ-новостных порталов и телеканалов- для обнаружения в 

опубликованных журналистских материалах возможных нарушений норм профессиональной 

этики и элементов информационного манипулирования. Было проанализировано, каким 

образомотечественные СМИ освещают политические, экономические, внешнеполитические 

и прочие события общественного значения, и соблюдают ли они правила журналистики, 

такие как: проверка информации по нескольким источникам, плюрализм мнений, 

обеспечение равновесия взглядов в случае конфликтных новостей и т.д. Обращение 

кДеонтологическому кодексу журналиста и научным работам в данной области позволили 

выявить методы и приемы информационного манипулирования, используемые молдавскими 

СМИ. 

Цель мониторинга: 

Выяснить, соблюдают ли СМИ нормы профессиональной этики при освещении общественно 

значимых вопросов или же, напротив, пользуются приемами манипулирования. Мониторинг 

проводился для выявленияошибок, умышленно или случайно допущенных журналистами 

при освещении событий, с тем, чтобы тематические анализы и отчеты по результатам 

мониторингапослужили воспитательным целям. Еще одна задачамониторинга заключалась в 

повышениибдительности медиапотребителей в отношении информации из ненадежных 

источников и в том, чтобы помочь им понять, каким образом СМИ могут манипулировать, 

чтобы они могли отличить манипулирующий журналистский материал от объективного 

освещения реальности. 

Критерии отбора СМИ для мониторинга: 

 Покрытие - национальное 

 Язык - румынский и русский 

 Воздействие - тираж и аудитория 

СМИ, подвергшиеся мониторингу: 

Телеканалы - Publika TV (новости на Publika.md), Prime TV, Jurnal TV, Accent TV, RTR 

(выпуски новостей, произведенные в Молдове), REN TV; 

Онлайн-пресса - Ziarulnațional.md, Pan.md; Gagauzinfo.md, Novostipmr.com, Sputnik.md, 

Deschide.md. 

Методология: 

Для исследования были отобраны политические, экономические и социальные события 

общественного значения, произошедшие в период проведения мониторинга, при этом 

анализировался способ подачи этих событий в СМИ. Были изучены языковой стиль и 

изображения, использованные журналистами, метод отбора событий, точность цитат, тон 

изложения и т.д. - все это сквозь призму Деонтологического кодекса журналиста
1
, 

руководств и рекомендаций в области ответственной и качественной журналистики
2
, а также 

определений манипулирования и пропаганды согласно Социологическому словарю
3
. 

                                                 
1
Деонтологический кодекс журналиста, http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf 

2Руководство по стилю, содержащее этические нормы для журналистов, АНП, 

http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf 
3Кэтэлин Замфир, Лазэр Влэсчану, Социологический словарь, Бухарест, 1998 г., стр. 332., стр. 457. 

http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-

Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro 



 

 

Манипулирование: «Использование приемов убеждения, намеренно искажающих истину, 

при этом создающих иллюзию свободы мысли и принятия решений, с целью заставить 

социальный элемент (лицо, группу, коллектив) думать и действовать в соответствии с 

интересами инициатора, а не с собственными интересами. В отличие от воздействия 

путем рационального убеждения, манипулированиенаправлено не на более точное и 

глубокое понимание ситуации, а на внушение подходящей идеи посредством введения в 

заблуждение при помощи поддельных аргументов и воздействия на эмоциональном, 

нерациональном уровне». 

Пропаганда: «Систематическая деятельность по передаче, продвижению или 

распространению какой-либо доктрины, тезиса или идеи определенной социальной группы и 

идеологии с целью воздействия, изменения, формирования концепций, отношения, мнений, 

убеждений или поведения. Целью пропаганды является осуществление задач и интересов 

группы, которой она служит. Таким образом, не существует ценностно-нейтральной или 

объективной пропаганды». 

Основные темы, по которым проводился мониторинг в период с 1 февраля по 1 апреля 

2017 года: 

 Подорожание медицинских услуг для лиц, не имеющих медицинской страховки;  

 Инициатива лидера ДПМ Владимира Плахотнюка о введении одномандатной 

избирательной системы; 

 Обсуждение в Парламенте законопроекта, предусматривающего переход к 

одномандатной избирательной системе; 

 Принятие в окончательном чтении законопроекта об изменении Кодекса телевидения 

и радио; 

 Утверждение в первом чтении законопроекта об отмене депутатской 

неприкосновенности. 

 

II. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

Данные мониторинга показали наличие отклонений от норм профессиональной этики в 

некоторых журналистских материалах. Также обнаружились элементы, характерные для 

пропаганды и информационного манипулирования, инарушения Деонтологического кодекса 

журналиста, а именно: 

Умалчивания при создании выпусков новостей и новостных репортажей -Publika TV, Prime 

TV, Accent TV (во всех трех случаях - в новостях о медицинских услугах); 

Одностороннее представление темы - Publika TV, Prime TV (в новостях об одномандатной 

избирательной системе); 

Цитирование высказываний неизвестных экспертов - Publika TV, Accent TV (в новостях 

об одномандатной избирательной системе); 

Смешивание мнений и фактов -Accent TV, PublikaTV (в новостях об одномандатной 

избирательной системе); 

Выборочное представление фактов и мнений -Accent TV, Publika TV (в новостях об 

одномандатной избирательной системеи об изменении Кодекса телевидения и радио); 

Обобщение -Publika TV (в новостях о том, что молдаване поддерживают изменение 

избирательной системы и что диаспора приветствует инициативу ДПМ о введении 

одномандатной избирательной системы); 

Пропаганда -Publika TV, Prime TV (в новостях об одномандатной избирательной системе); 



 

 

Сокращение цитат и вырывание из контекста - Publika TV, Prime TV (в новостях об 

одномандатной избирательной системеи об отмене депутатской неприкосновенности); 

Искажение смысла сообщений источников -PublikaTV (в новости об отмене депутатской 

неприкосновенности); 

Наклеивание ярлыков - «беглый уголовник Ренато Усатый» (Publika TV), «олигарх 

Владимир Плахотнюк» (Jurnal TV). 

 
III. АНАЛИЗ ДАННЫХ 

Тема 1. Подорожание медицинских услуг для лиц, не имеющих медицинской 

страховки
4
 

10 февраля 2017 года Правительство внесло поправки в Постановление о тарифах на медико-

санитарные услуги, повысив стоимость некоторых услуг для граждан, не имеющих полиса 

медицинского страхования. Информация о повышении тарифов появилась в прессе лишь 20 

февраля, и большинство СМИ осветили данную тему в период с 20 по 24 февраля. 20, 21 и 22 

февраля, когда подорожание медицинских услуг бурно обсуждалось в обществе и прессе, 

телеканал Publika TVне освещал данный вопрос. Лишь 23 февраля, когда Министерство 

здравоохранения выпустило сообщение для прессы, а депутаты от Партии социалистов со 

своими сторонниками пикетировали данное учреждение с требованием отменить повышение 

тарифов и отправить Руксанду Главан в отставку, на Publika.mdпоявился материал под 

заголовком «Министерство здравоохранения: 86 процентов населения не сможет 

пользоваться бесплатными медицинскими услугами». Однако журналисты не попытались 

проинформировать людей о подорожании и разъяснить его причины, а ограничились тем, 

что представили позицию ведомства, полностью перепечатав его сообщение для прессы. 

Прочая информация на эту тему, в том числе о протесте социалистов, не упоминалась. 

Небольшое сообщение на эту тему появилось на Publika и на следующий день, 24 февраля. 

Как на сайте канала, так и в телеэфире была представлена лишь реакция министра Руксанды 

Главан на недовольство социалистов: «Министр здравоохранения Руксанда Главан: Вотум 

недоверия от социалистов - ДЕШЕВЫЙ ПОПУЛИЗМ». О том, что телеканал решил обойти 

данный вопрос стороной, чтобы спасти имидж министра Главан - которой в данном случае 

пришлось столкнуться с «неприятной» ситуацией -,говорит и отсутствие в его новостных 

выпусках информации из сообщения для прессы НКМС от 21 февраля, в котором компания 

предоставила пояснения о повышении тарифов. 

Умалчивание данной темы в повестке дня и умалчивание важных подробностей в 

репортаже былоотмечено и на телеканалеPrime TV, где 23 февраля вышел всего один 

новостной репортаж, кратко передавший текст сообщения Министерства здравоохранения 

для прессы. Прочие сведения, в том числе о протесте социалистов, отсутствовали. 

22 февраля телеканал Accent TV выпустил репортаж, в который были включены небольшие 

комментарии репортера: «Похоже, что в Республике Молдова модернизация учреждений 

начинается не с реформ, а с повышения цен». А 23 февраля на канале появился большой 

репортаж о протесте социалистов перед зданием Министерства здравоохранения, в котором, 

однако, умалчивалось о реакции самого министерства из сообщения для прессы, 

опубликованного в тот же день. 

Другие СМИ, охваченные мониторингом, такие как Deschide.md или Ziarulnational.md, 

осветили вопрос в нескольких статьях, сообщив достаточное количество подробностей и 

                                                 
4
Тематический анализ, http://mediacritica.md/ru/?s=studiu+de+caz 

 



 

 

представив различные точки зрения, например,«DOC/ Новые «нездоровые» цены на 

медицинские услуги от государства. У стоматолога полис ничего не стоит», «ПСРМ 

выдвинет простой вотум недоверия. Социалисты требуют отставки Руксанды Главан» 

(Deschide.md); «Важно: больничные медицинские услуги подорожали в несколько раз», 

«Расследование: Как были ТАЙНО повышены цены на медицинские услуги» 

(Ziarulnational.md). 

Тема 2. Инициатива лидера ДПМ Владимира Плахотнюка о введении одномандатной 

избирательной системы
5
 

6 марта 2017 года председатель Демократической партии Молдовы Владимир Плахотнюк 

объявил о том, что его фракция представит в Парламент проект о внесении изменений в 

Кодекс о выборах, предусматривающий изменение системы избрания депутатов, а именно 

переход от выборов по партийным спискам к выборам по одномандатным округам. 

Телеканалы Publika и Prime в своих новостных выпусках осветили тему однобоко, сделав 

упор исключительно на предполагаемые преимущества данного изменения. Выпуски 

новостей были построены на принципах предвыборной пропаганды: «ЧТО ТАКОЕ 

ОДНОМАНДАТНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Это должен знать каждый гражданин» 

(Publika, 6 марта); «Стартовала национальная кампания по сбору подписей за 

одномандатную избирательную систему. Что говорят люди» (Publika, 9 марта). К примеру, в 

первый день выдвижения инициативы на портале Publika.md появилось шесть новостей -

большинство из них с видео-,посвященных предложению Владимира Плахотнюка. Из этой 

же категории и две другие новости - одна о реакции Игоря Додона и некоторых депутатов, и 

еще одна, озаглавленная «Граждане поддерживают инициативу введения одномандатной 

избирательной системы и отставки депутатов». Итого семь «положительных» новостей в 

пользу инициативы, одна из которых с комментариями. Начиная с 7 марта на портале 

Publika.md ежедневно появлялось от одной до трех статей, пропагандирующих 

одномандатную избирательную систему, не представляя при этом противоположных 

мнений. Основываясь на определениях, предлагаемых Социологическим словарем[1], можно 

сделать вывод, что систематическое повторение и настойчивое продвижение идеи об 

исключительной выгодности одномандатной избирательной системы для Республики 

Молдова является образцом пропаганды. 

На телеканале Publika также былозамеченоцитирование высказываний неизвестных 

экспертов, что является приемом манипулирования. В сюжете «Лидер ЛДПМ Виорел 

Чиботару об одномандатной избирательной системе: Они гуманнее и позволят пройти в 

Парламент настоящим личностям», показанном 7 марта, говорится: «Политические 

наблюдатели утверждают, что у каждого из трех политиков имеются собственные 

причины противиться изменению избирательной системы:Андрей Нэстасе критикует 

все, что исходит от Влада Плахотнюка, у Майи Санду нет местной команды, что сильно 

снижает вероятность прохождения кого-либо из ПДС в Парламент, а Виорел Чиботару 

заинтересован в сохранении нынешней системы, которая уже доказала свою порочность, в 

надежде, что ему удастся создать избирательный блок с ПДС и ППДД, и это позволит ЛДПМ 

удержаться в Парламенте». Тот факт, что «наблюдатели» не были названы, равно как и не 

было сказано, что именно и когда они заявляли, свидетельствует о попытке высказать 

мнение (которое может принадлежать и репортеру), выставляющее в невыгодном свете 

противников идеи одномандатной избирательной системы. Репортеры этого телеканала 

также представили опрос общественного мнения с намеренно отобранными отзывами, 

вопреки принципам плюрализма мнений, а также прибегли кнеобоснованным обобщениям: 

«Граждане поддерживают инициативу введения одномандатной избирательной системы и 

                                                 
5http://mediacritica.md/ru/studiu-de-caz-lansarea-de-catre-liderul-pdm-vladimir-plahotniuc-initiativei-de-introducere-votului-

uninominal/ 
 



 

 

отставки депутатов» (6 марта); «Диаспора приветствует инициативу ДПМ ввести 

одномандатную избирательную систему в Парламент» (8 марта). В оба сюжета вошли только 

положительные мнения, что отражено в заголовке и обобщенном тексте. Заявления в 

заголовках не соответствуют действительности, поскольку, как показывают опросы, не все 

«граждане поддерживают», а во втором сюжете ни один из опрошенных не говорил от имени 

всей диаспоры. 

Телеканал Accent TV в новостном выпуске от 6 марта также ссылался на неизвестных 

экспертов, но с другой целью - осудить инициативу ДПМ: «Эксперты давно предсказывали 

этот сценарий, подчеркивая, что это - единственная возможность для Демократической 

партии остаться у власти». «Эксперты» фигурируют и в новостях 7 марта: «Напомним, что 

это не первая попытка властей ввести изменения, которые эксперты называют 

«недоделанными». Кроме того, в выпуске от 6 марта мнения были смешаны с фактами: 

«Он пообещал, что Демократическая партия станет ближе к народу, а затем, сняв маску, 

сообщил главную новость». Тот же прием используется и в тексте репортера Accent TVв 

новостях от 7 марта: «Партия социалистов Республики Молдова говорит твердое «НЕТ» 

перспективе в дальнейшемоставаться под сапогом ДПМ». 

Accent TV, равно как и Sputnik.md, осветили тему с выборочнымпредставлением мнений об 

инициативе Демократической партии. В новостях Sputnik.mdбыла представлена только 

позиция Игоря Додона, несмотря на то, что некоторые лидеры парламентских фракций и 

других оппозиционных партий сделали заявления по данному вопросу в тот же день.  

Тема 3. Обсуждения в Парламенте проекта закона, предусматривающего переход к 

одномандатной избирательной системе
6
 

Первое обсуждение проекта о внесении поправок в Кодекс о выборах, состоявшееся 31 марта 

2017 года в Парламенте, было освещено некоторыми СМИ с нарушениями 

Деонтологического кодекса и с применением методов информационного манипулирования. 

В этом смысле, было отмеченоодностороннее представление мнений, в сочетании с 

обобщением и выборочным представлением. На каналах Publikaи Canal 3 новости на эту 

тему представлялись ведущими следующими фразами: «Парламент организовал сегодня 

первые публичные дебаты по проекту закона о введении одномандатной избирательной 

системы. Присутствующие говорили о преимуществах изменения избирательной 

системы и об ожиданиях граждан от политического класса». Это примеродностороннего 

подхода с выборочным представлением фактов, так как не все участники «говорили о 

преимуществах изменения избирательной системы». Другая фраза из того же репортажа на 

канале PublikaTV представляет собой обобщение и ложное утверждение: «Представители 

гражданского общества считают, что введение одномандатной избирательной системы 

позволит обеспечить доступ в Парламент людям, преданным стране». На самом деле, по 

меньшей мере шесть участников этой дискуссии, мнения которых были представлены 

другими каналами, не Publika, высказались против выборов по округам. 

Журналисты канала Publika обвинялись также в сокращении цитат в этом репортаже с 

целью искажения смысла сообщения. Из выступления Николая Панфил, представителя 

организации «Promo-Lex», была извлечена часть фразы, что исказило смысл сообщения. 

Организация представила аргументы, на основании которых потребовала отозвать проект об 

одномандатной избирательной системе. В репортаже, однако, указали, что Панфил 

высказался положительно: «Да, необходимо осознать и сказать это: и опрос общественного 

мнения, проведенный по заказу «Promo-Lex», подтверждает, что граждане видят 

необходимость и возможность изменить избирательную систему». Организация «Promo-Lex» 

                                                 
6
Тематический анализ, http://mediacritica.md/ru/studiu-de-caz-dezbaterea-parlament-proiectului-de-lege-care-prevede-

introducerea-votului-pe-circumscriptii-uninominale/ 

 



 

 

сообщила, спустя несколько дней, о том, что ее мысль была искажена, и опубликовала пресс-

релиз, включив в него весь текст речи, в том числе и усеченный фрагмент. 

Некоторые СМИ -Accent TV, в выпуске новостей  от 31 марта, и Sputnik.md- умолчали об 

этой дискуссии в своих новостных передачах. Другие умолчалио важных деталях новости. 

Publikaи другие три канала группы GMG -Prime, Canal 2 и Canal 3-умолчали как минимум 

об одном значимом факте: председатель организации «Transparency International Moldova» 

Лилия Каращук покинула дебаты в знак протеста после своей речи, в которой она 

критиковала данную инициативу. Выборочное представление и умалчивание фактов были 

использованы для сокрытия от телезрителей/читателей того, что активныеорганизации 

гражданского общества имеют существенные возражения против проекта, предложенного 

ДПМ. 

При освещении данного обсуждения использовалось также наклеивание ярлыков- «беглый 

уголовник Ренато Усатый» (Publika TV), «олигарх Владимир Плахотнюк» (Jurnal TV) -и 

смешивание фактов и мнений:«В то время как большинство парламентских и 

внепарламентских партий обсуждали проект, несколько членов формирования «Наша 

Партия», которым руководит беглый уголовник Ренато Усатый, предпочли и на этот раз 

организовать скандал, протестуя перед зданием Парламента» (PublikaTV и Canal 3). 

Вышеуказанные техники, обнаруженные на каналах Publika, Prime, Canal 3 иCanal 2, при 

помощи которых продвигались исключительно преимущества одномандатной избирательной 

системы и исключались мнения о ее недостатках, способствовали осуществлению 

пропаганды в рамках кампании по введению одномандатной избирательной системы, 

запущенной Демократической партией Молдовы. 

Тема 4. Утверждение в окончательном чтении проекта закона о внесении изменений в 

Кодекс телевидения и радио
7
 

30 марта 2017 года Парламент утвердил проект о внесении изменений в Кодекс телевидения 

и радио, которые обязывают телеканалы транслировать по восемь часов отечественной 

продукции в день, шесть из которых должны транслироваться в прайм-тайм. Это положение, 

которое предлагалось вниманию общественности и в 2015 году, ранее критиковали 

некоторые телеканалы, которые утверждали, что если они исключат из эфирной сетки 

ретранслируемые передачи, привлекающие большую аудиторию, то потеряют клиентов, 

размещающих рекламу. Также приводился аргумент о том, что каналы, не имеющие 

гарантированного финансирования от собственников -отдельных лиц или групп -будут 

находиться в состоянии недобросовестной конкуренции с другими, потому что не могут 

позволить себе производить большой объем собственных программ. Некоторые медиа-

эксперты выразили обеспокоенность по поводу рисков, связанных с этим проектом. 

На каналах Publika TV и Accent TV, которыми владеют лица или группы, приближенные к 

ДПМ и ПСРМ, соответственно, говорилось исключительно о сторонах закона, считающихся 

положительными, и не упоминались критические мнения. Не поинтересовались они и 

мнением заинтересованных сторон -владельцев или администраторов радиостанций и 

телеканалов. Канал Publika TV представил исключительно позицию руководства страны, 

голосом Андриана Канду, и умолчал омнении представителей оппозиции, которые огласили 

свою точку зрения в тот же день. Депутат от ЛДПМ Вадим Пистринчук сообщил 

журналистам, что законопроект не решает проблему информационной безопасности 

Молдовы, а приведет к укреплению присутствия на медиарынке двух монополий -медиа-

групп, приближенных к ДПМ и ПСРМ. Кроме того, как того требует и Деонтологический 

кодекс, журналисты должны были поинтересоваться мнением «всех сторон, имеющих 

                                                 
7Тематический анализ,http://mediacritica.md/ru/studiu-de-caz-adoptarea-lectura-finala-proiectului-de-lege-cu-privire-la-

modificarea-codului-audiovizualului/ 

 



 

 

отношение к событию» (ч. 2.2), т.е. собственников и администраторов вещательных 

организаций. Ранее некоторые из этих менеджеров, наряду с медийными организациями, 

критиковали данный проект. Похожий текст был в репортаже об изменении Кодекса 

телевидения и радио на канале Prime. 

Освещая эту тему, канал Accent TV уделил особое внимание тому, что были утверждены 

именно те поправки к Кодексу телевидения и радио, которые были предложены 

социалистами. Но и здесь отсутствовало мнение депутатов, проголосовавших против, а 

также реакция заинтересованной стороны -вещательных организаций. Все было 

представлено исключительно как успех социалистов, которые «проявили настойчивость» и 

добились четырех часов отечественной продукции в день на «государственном языке» и два 

часа на русском.  

Канал РТР Молдова в выпуске новостей на русском языке в 19.45 показал сюжет, в котором 

объяснялись изменения и то, как они будут работать. Журналисты напомнили, что «ранее, в 

ходе публичных слушаний, вещатели заявляли, что эти поправки будут играть на руку 

определенным каналам», но умолчали о позиции депутатов, высказавшихся против. 

Тема 5. Утверждение в первом чтении проекта закона об отмене депутатской 

неприкосновенности
8
 

30 марта 2017 года парламентское большинство проголосовало в первом чтении за проект 

закона о внесении изменений в Конституцию, предусматривающих отмену депутатской 

неприкосновенности. Документ, предложенный Демократической партией, был критикован 

оппозиционными депутатами, которые заявили, что в нынешнем положении в Республике 

Молдова такое изменение может означать создание инструмента для преследования 

неудобных парламентариев. 

В сюжете, показанном в главном выпуске новостей канала Publika TV, Newsroom, было 

отмечено искажение смысла сообщений источников. Репортеры включили выдержки из 

высказываний депутатов при рассмотрении законопроекта на пленарном заседании, но при 

помощи текста, которым они представили речи депутатов Василе Боля и Елены Бондаренко, 

выступивших против утверждения проекта, они исказили их мысль. Как в случае Боля, так и 

(особенно) в случае Бондаренко, заявления были сокращены и вырваны из контекста. На 

канале Publika TV репортер сказал: «Некоторые депутаты, положа руку на сердце, 

признались, что не совершали преступлений», представив далее мнение депутата от 

коммунистов Елены Бондаренко: «Я в жизни ничего не крала, никого не убивала, не брала 

взяток, не беспокою соседей после 23.00, дорогу всегда перехожу на зеленый и по зебре... а 

теперь совершенно спокойно, как-нибудь утром, на троллейбусной остановке меня могут 

задержать, без того, чтобы об этом узнали мои коллеги по фракции...».  

Намерение говорившей было не в том, чтобы признать себя невиновной в преступлениях, а в 

том, чтобы сказать, что с лишением неприкосновенности депутаты могут подвергаться 

злоупотреблениям. Эта мысль была искажена и сокращена. Свидетельством тому служит 

продолжение речи Елены Бондаренко, переданной каналом Jurnal TV: «...просто одним 

прекрасным утром на троллейбусной остановке, как предлагает г-н Дьяков, меня 

остановят и арестуют, чтобы я стала послушной или освободила место для другого 

послушного депутата». Таким образом, журналисты Publika выбрали фрагменты, из 

которых остается неясной мысль говорившего, и прокомментировали их так, как им было 

удобно, вводя телезрителей в заблуждение. Помимо того, что искажение, сокращение и 

вырывание из контекста являются техниками информационного манипулирования, эти 

методы нарушают Деонтологический кодекс, часть 2.3 которого гласит: «Журналист с 

                                                 
8
Тематический анализ, http://mediacritica.md/ru/studiu-de-caz-proiectul-de-lege-privind-anularea-imunitatii-deputatilor-votat-

prima-lectura/ 

 



 

 

особым вниманием относится к цитированию. Цитаты должны быть точными, а при 

частичном цитировании журналист обязан не искажать сути сказанного цитируемым 

лицом». 

И на канале Prime репортер комментировал и толковал слова Елены Бондаренко: «Хотя 

клянутся, что ни разу не нарушили закон, некоторые депутаты зубами держатся за 

неприкосновенность». Другие СМИ, охваченные мониторингом, представили данную тему 

относительно беспристрастно. 

ВЫВОДЫ 

Репортажи каналов Publika TV и Prime TV о событиях, представляющих значительный 

интерес для общественности и, особенно, их политическиематериалы, практически 

идентичны, за небольшими исключениями,и факты в них представляются односторонне, в 

пользу Демократической партии. В новостях этих каналов, в частности в материалах об 

одномандатной избирательной системе и о лишении депутатов неприкосновенности, был 

отмечен ряд методов манипулирования и нарушений Деонтологического кодекса -

умалчивание, обобщение, искажение смысла сообщений источников, сокращение цитат 

и вырывание из контекста, наклеивание ярлыков. 

Два канала, Publikaи Prime, ежедневно передавали новости о преимуществах одномандатной 

избирательной системы, прибегая к методам манипулирования, что свидетельствует об их 

участии в кампании политической пропаганды. 

Канал Accent TV применял избирательный подход к сюжетам в новостных программах, 

отдавая предпочтение темам о деятельности Партии социалистов, а при создании материалов 

ставил акцент на действиях ее представителей и игнорировал другие значимые мнения и 

факты. В случае Accent TV было обнаружено одностороннее представление фактов, 

умалчивание в программе, цитирование неизвестных экспертов. 

В отличие от предыдущего мониторинга (декабрь 2016 -январь 2017), в период с февраля по 

апрель 2017 года были выявлены новые, более тяжкие формы информационного 

манипулирования -сокращение заявлений, искажение сообщений и вырывание из 

контекста-и пропаганды, что, как правило, свойственно предвыборным кампаниям.  

Данные мониторинга также показывают, что журналисты вовлекаются в 

пропагандистские кампании. Кроме того, некоторые из них демонстрируют 

избирательный подход к фактам и мнениям, защищают имидж политиков и не освещают 

реальность объективно.  

Другие СМИ, не упомянутые выше, освещали темы, включенные в мониторинг, без 

существенных отклонений от этических норм или, в зависимости от их специфики и зоны 

покрытия, не включали эти темы в новостные передачи. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

СМИ и, в частности, журналисты должны воздерживаться от участия в пропагандистских 

кампаниях, а в новостях освещать факты объективно, представляя различные точки зрения. 

Редакции должны выбирать для освещения события в зависимости от степени 

общественного интереса, который они представляют, а не от интересов владельцев СМИ. 

Журналисты должны отказаться от нечестной практики одностороннего представления 

фактов, сокращения заявлений источников и вырывания из контекста, поскольку это, 

помимо того, что вводит в заблуждение потребителя, свидетельствует о непрофессионализме 

и злом умысле, подрывает доверие к СМИ и влияют на их профессиональную репутацию.   



 

 

Руководители не должны использовать свои СМИ в качестве инструментов пропаганды и 

продвижения интересов, в ущерб объективного информирования общественности. 

Координационному совету по телевидению и радио следует вести мониторинг того, как 

вещательные организации освещают тематику изменения избирательной системы путем 

введения одномандатной или смешанной избирательной системы, для обеспечения того, 

чтобы людьми не манипулировали, а предоставляли им полную и объективную информацию 

о преимуществах и недостатках этих систем.  

Потребителям рекомендуется обращаться за информацией к нескольким источникам, во 

избежание риска получения неверной и манипулирующей информации. 


