
 
 

 

 

 

 

 

 

Отчет по мониторингу № 4 

«Элементы пропаганды, информационной манипуляции и нарушения 

журналистской этики в молдавских СМИ» 

 

  (1 декабря 2016 года - 1 февраля 2017 года) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет публикуется Центром независимой журналистики в рамках кампании против 

фальшивой и тенденциозно представленной информации STOP FALS, которую 

проводят Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики 

(CJI) и Ассоциация независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).  

 

 

http://api.md/category/stop-fals


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

В период с 1 декабря 2016 г. по 1 февраля 2017 г. Центр независимой 

журналистики проводил мониторинг 12 медиа учреждений - новостных 

порталов и телеканалов -, для того, чтобы выявить в их материалах 

возможные нарушения деонтологических норм и элементы 

информационного манипулирования. Был проанализирован режим работы 

СМИ Республики Молдова, которые освещали события, представляющие 

общественный интерес, в основном в области политики, экономики, 

внешней политики и т.д., в частности, соблюдались ли ими журналистские 

нормы: проверка информации из нескольких источников, плюрализм 

мнений, обеспечение баланса в противоречивых новостях и т.д. Благодаря 

обращению к Деонтологическому кодексу и ключевым научным работам, 

удалось идентифицировать процессы и техники информационного 

манипулирования, которые использовались в СМИ Молдовы. 

Цель проведения мониторинга: 

Установить, соблюдали ли СМИ в освещении тем, представляющих 

общественный интерес, Деонтологический кодекс, или наоборот, 

использовали приемы манипулирования. 

Мониторинг проводился для выявления, в освещении фактов, ошибок, как 

намеренных, так и не намеренных, чтобы результаты исследования можно 

было использовать в дидактических целях. Другая цель мониторинга: 

показать потребителям информации возможные риски получения новостей 

из небезопасных источников, объяснить им как СМИ могут 

манипулировать, и чтобы потребители информации научились отличать 

продукт манипуляции и то, как он может быть равноудален от реальности. 

Критерии выбора СМИ для мониторинга: 

 Зона покрытия - национальное 

 Язык - румынский и русский 

 Воздействие - тираж и аудитория 

СМИ, которые были подвергнуты мониторингу: 

Телеканалы: Publika TV (новости с Publika.md), Prime TV, Jurnal TV, Accent 

TV, RTR (новостные блоки, сделанные в Республике Молдова), REN TV; 

Электронные СМИ: Ziarulnațional.md, Pan.md; Gagauzinfo.md, 

Novostipmr.com, Sputnik.md, Deschide.md. 

Заметка: Jurnal TV подвергался мониторингу до 15 января 2017 года, до 

тех пор, пока не была изменена сетка вещания и остановлены выпуски 

новостей. 

Методология: 



Были отобраны политические, экономические и социальные события, 

представляющие общественный интерес, которые происходили в период 

проведения мониторинга. Они были проанализированы в соответствии с 

тем, как они отражались в СМИ. Язык и изображения, использованные 

журналистами, стиль выбора мероприятий для освещения, соблюдение 

цитирования источников, тональность выражений и пр. были 

проанализированы сквозь призму Деонтологического кодекса журналиста1, 

гидов и рекомендаций в области качественной и ответственной прессы2, а 

также понятий пропаганды и манипулирования в значении, 

представленном в Социологическом словаре3. 

Манипулирование это: «Действие, цель которого заставить социальный 

субъект (человек, группа, сообщество) думать и действовать в соответствии 

с интересами инициатора, используя методы убеждения, которые искажают 

предполагаемую истину, создавая впечатление свободы мышления и 

принятия решения. В отличие от влияния рационального убеждения, 

посредством манипулирования не преследуется цель дать более точное и 

глубокое объяснение ситуации, но формируется удобное мнение путем 

заведомо сфальсифицированных аргументов на эмоциональном и не 

рациональном уровне». 

Пропаганда: «Действие, совершаемое систематически в целях передачи, 

продвижения или распространения определенных доктрин, теорий или 

мнений с позиции определенной социальной группы или идеологии с целью 

влияния, изменения, создания определенных концепций, подходов, 

взглядов, убеждений или поведений. Пропаганда осуществляется таким 

образом, чтобы добиться целей и интересов группы, которой она служит, не 

существует нейтральной или объективной пропаганды». 

Основные темы, отслеживаемые в период с 1 декабря 2016 года - 1 

февраля 2017 года: 

 Валидация президентских выборов Конституционным судом 13 

декабря 2016 года; 

 Принятие в первом чтении проектов закона о фискальной амнистии и 

либерализации капитала, 16 декабря 2016 года; 

 Протесты сотрудников учебных учреждений, 17 января 2017 года; 

 Декларация президента Игоря Додона о аннулировании Соглашении 

об ассоциации с ЕС, 17 января 2017 года; 

                                                 
1 Codul deontologic al jurnalistului din Republica Moldova, 
http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf 
2 Ghid de stil cu norme etice pentru jurnaliști, API, 

http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf 
3 Cătălin Zamfir, Lazăr Vlăsceanu, Dicționar de Sociologie, București, 1998, p. 332., p. 457. 

http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-
Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro 

http://consiliuldepresa.md/fileadmin/fisiere/documente/cod_d_rom.pdf
http://www.unicef.org/moldova/Ghid_Etica_Jurnalist_RO.pdf
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro
http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro


 Обзор деятельности Правительства в течение года с начала работы, 20 

января 2017 года. 

 

II. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ 

Данные мониторинга доказывают тот факт, что некоторые журналистские 

материалы были сделаны с нарушениями норм Деонтологического кодекса. 

Также были выявлены характерные элементы пропаганды и 

информационной манипуляции, такие как: 

Выборочное представление фактов - Publika TV, Prime TV, Deschide.md, 

Accent TV; 

Замалчивание   некоторых фактов в освещении темы - нарушения были 

констатированы у Publika TV, Prime TV, Accent TV, Pan.md, Sputnik.md, 

RTR, Gagauzinfo.md, Newspmr.com; 

Замалчивание   тем4 из повестки дня - Accent TV, RTR, Pan.md; 

Отсутствие плюрализма мнений - нарушения Деонтологического Кодекса 

и Аудиовизуального Кодекса, были констатированы у Publika TV и Prime; 

Размытие - представление деталей или информации, не имеющих 

отношения к сути - Publika TV; 

Обобщение - представление мнений или идей в качестве мнения 

большинства - Publika TV; 

Манипулирование посредством изображения - техника, используемая 

Publika TV. 

 

III. АНАЛИЗ ДАННЫХ 

Тема 1. Валидация президентских выборов Конституционным судом от 

13 ноября 20165 

13 декабря 2016 года Конституционный Суд утвердил результаты второго 

тура президентских выборов, и лидер Партии Социалистов, Игорь Додон, 

был официально объявлен президентом Молдовы. Во время заседания, 

представители Партии Действие и Солидарность (PAS), кандидатка которой 

Майя Санду проиграла выборы 13 ноября, подали апелляцию, утверждая, в 

том числе, что тысячи молдаван из диаспоры не смогли проголосовать, и 

попросили признать выборы недействительными. Этого же просили и 

                                                 
4 HERJEU, Radu. Tehnici de manipulare, propagandă și persuasiune în televiziune, 

https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-
in-tv.pdf 
5 Studiu de caz 1, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-validarea-rezultatelor-alegerilor-

prezidentiale-de-la-13-noiembrie-2016-omisiuni-si-abordare-selectiva/ 

https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-tv.pdf
https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-tv.pdf
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-validarea-rezultatelor-alegerilor-prezidentiale-de-la-13-noiembrie-2016-omisiuni-si-abordare-selectiva/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-validarea-rezultatelor-alegerilor-prezidentiale-de-la-13-noiembrie-2016-omisiuni-si-abordare-selectiva/


несколько молодых людей, состоящих в унионистской организации, 

которые протестовали перед Конституционным Судом. 

Publika TV, в своей главной новостной передаче и Prime TV в передаче 

„Primele știri” (Первые новости), выборочно представили информацию, 

объявив о решении Конституционного Суда и протесте молодых людей, но 

умолчали об апелляции, поданной партией PAS и аргументах для 

апелляции. В условиях, когда сотни граждан Молдовы, находящихся за 

границей, оповестили суды о нарушении права на голосование, а PAS 

подала несколько судебных исков о нарушении избирательного 

законодательства, аргументы, представленные представителем партии в 

пользу недействительности выборов, являются Также, утверждение 

президентских выборов это одно из самых важных событий в жизни страны, 

и естественно, оно должно освещаться в полной мере со всеми фактами, 

которые состоялись в этот день, в том числе, должен быть и 

соответствующий бэкграунд. Две новости, о которых говорится выше, были 

построены на выборочных фактах, а некоторые были опущены, а 

замалчивание является одной из техник информационного 

манипулирования.  

По такой же технике данное событие было освещено и в сводке новостей на 

канале Accent TV, где ничего не было сказано об апелляции, поданной PAS 

и протесте перед Конституционным Судом. И Sputnik.md опустил 

некоторые детали. Портал выборочно проинформировал о валидации 

выборов, представив лишь часть релевантных фактов. Также онлайн-

издание Pan.md, в котором было опубликовано две новости о данном 

событии, не рассказало о деталях заседания - отчете ЦИК или апелляции 

PAS. 

Другие СМИ, за которыми велся мониторинг, освещали данное событие, 

соблюдая все главные деонтологические нормы и стандарты плюрализма и 

беспристрастности.  

2. Принятие в первом чтении проектов закона о фискальной амнистии 

и либерализации капитала6 

Группа депутатов, в которой состоял и председатель Парламента Андриан 

Канду, подали на рассмотрение два проекта закона, предусматривающих, 

что персоны с незадекларированным капиталом в качестве имущества, 

денег, акций или частей в коммерческих ассоциациях, смогли их 

задекларировать, заплатив 2% от стоимости, таким образом, смогли 

зарегистрировать их в правовой системе, и избежать наказания за уклонение 

от налогов. Проекты были приняты в первом чтении в чрезвычайном 

порядке 16 декабря 2016 года. Неправительственные организации, 

                                                 
6 Studiu de caz 2, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-adoptarea-prima-lectura-proiectelor-de-lege-

cu-privire-la-amnistia-fiscala-si-liberalizarea-capitalului/ 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4757751.html#gallery
http://www.prime.md/rom/news/politics/item43685/
http://a-tv.md/index.php?newsid=24519
https://sputnik.md/politics/20161213/10313764/moldova-Igor-Dodon-presedinte.html
http://pan.md/politika/ks-prinimaet-segodnya-reshenie-o-podtverjdenii-rezultatov-prezidentskih-vyiborov
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-adoptarea-prima-lectura-proiectelor-de-lege-cu-privire-la-amnistia-fiscala-si-liberalizarea-capitalului/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-adoptarea-prima-lectura-proiectelor-de-lege-cu-privire-la-amnistia-fiscala-si-liberalizarea-capitalului/


осуществляющие свою деятельность в экономической сфере, 

неподкупности и антикоррупции, объяснили возможные риски, которые 

могут произойти из-за принятия этих проектов, а некоторые политики из 

Оппозиции объявили, что в данном случае правительство попытается 

легализовать деньги, полученные путем хищения в банках в 2014 году. Тема 

была освещена в прессе, в основном, 14 декабря, когда в Парламенте 

проходили дебаты и 16 декабря, когда были приняты проекты в рамках 

пленарных заседаний. 16 декабря представители некоторых 

неправительственных организаций протестовали перед Парламентом, 

требуя исключения проектов из повестки дня законодательства, а спустя 

четыре дня, 21 декабря, Представительство Всемирного Банка в Кишиневе, 

объявило в пресс-релизе, что предложенные проекты содержат «ряд рисков 

по неподкупности».  

Publika TV и Prime TV написали о дебатах в Парламенте новость с 

заголовком «Проект закона о либерализации капитала и фискальном 

стимулировании. Заявления председателя Парламента», которая была 

помечена отсутствием плюрализма. Источники, используемые в новости - 

три представителя власти, выступающих ЗА амнистию и один эксперт, 

выразивший нейтральное мнение. Данный факт выявляет слабые стороны 

в балансе новости, а также указывает на отсутствие плюрализма. Так, были 

представлены выборочные факты, и опущены части, на которых выступали 

участники дебатов, критикующие проекты закона. Следовательно, данная 

новость не информативна и не отвечает на главный вопрос: почему? 

Почему власти предлагают новые правила, почему именно в этот момент, 

почему это необходимо для страны и какие будут последствия этой 

налоговой амнистии? В обоих случаях - в одинаковых пропорциях у Publika 

и Prime - репортеры не сочли нужным сообщить, кто авторы проекта и не 

сказали, что, на самом деле, один из них это Андриан Канду, который также 

был источником для новости. Эта деталь имеет значение, принимая во 

внимание тот факт, что предлагаемые правила были поставлены под 

сомнение на том основании, что это станет мощным ударом для экономики 

и системы неподкупности страны. Кроме того, репортеры умалчивали и 

тот факт, что проекты были приняты в чрезвычайном порядке, без 

рассмотрения Правительством, обязательной процедуры, и без 

консультаций с партнерами по развитию - МВФ и Всемирным Банком. 

Замалчивание было использовано и в новостях Prime TV и Publika TV 16 

декабря, когда оба проекта были приняты в первом чтении. Журналисты 

освещали событие, не говоря о протесте перед Парламентом и дебатах на 

пленарном заседании, где Оппозиционные депутаты раскритиковали 

проекты. 

Deschide.md опубликовал на эту тему новость с заголовком «Канду на 

дебатах: либерализация капитала и фискальное стимулирование это право, 

http://www.worldbank.org/ro/news/press-release/2016/12/21/world-bank-statement-on-capital-liberalization-and-fiscal-stimulation-law-in-moldova
http://www.publika.md/proiectul-legii-privind-liberalizarea-capitalului-si-stimularea-fiscala-declaratiile-presedintelui-parlamentului_2843491.html
http://www.publika.md/proiectul-legii-privind-liberalizarea-capitalului-si-stimularea-fiscala-declaratiile-presedintelui-parlamentului_2843491.html
http://deschide.md/ro/stiri/politic/4457/Candu-la-dezbateriLiberalizarea-capitalului-%C8%99i-stimularea-fiscal%C4%83-sunt-ni%C8%99te-drepturi-nu-obliga%C8%9Bii.htm
http://deschide.md/ro/stiri/politic/4457/Candu-la-dezbateriLiberalizarea-capitalului-%C8%99i-stimularea-fiscal%C4%83-sunt-ni%C8%99te-drepturi-nu-obliga%C8%9Bii.htm


не обязанность», в которой репортер детально объяснил, что представляет и 

как будет работать закон, но не добавил критику, которую выразили другие 

участники, и не процитировал никого, кроме представителей власти, 

которые выступили за. Впрочем, был процитирован эксперт в области 

экономики Роман Киркэ, который сказал, что „эта инициатива 

приветствуется, но ей не хватает важного компонента, а именно, мотивации 

персон декларировать собственность”. Таким образом, путем частичного 

выбора мнений и отсутствием плюрализма, читатели не были объективно 

проинформированы, и они не смогли узнать, что предлагаемые правила 

также включают опасные факторы, которые были озвучены и широко 

объяснены представителями гражданского общества. 

Хотя замалчивание тем в повестке дня является общей техникой 

информационного манипулирования, канал RTR Moldova не освещал в 

своих передачах ни дебаты от 14 декабря, ни даже принятие законов спустя 

два дня. Вместо этого, они опубликовали на своем сайте маленькую 

новость, взятую с сайта golos.md, с заголовком „Майя Санду вышла на 

протест против законопроекта о либерализации капитала”, в которой 

говорилось, что лидер PAS Майя Санду приняла участие вместе с 

представителями гражданского общества в флешмобе, организованном 

перед Парламентом. 

Тема этих двух проектов закона отсутствовала и в повестке дня на Accent 

TV - как 14 декабря, так и 16 декабря -, а также на порталах gagauzinfo.md и 

newspmr.ru. Другие СМИ, которые попали под мониторинг, освещали тему, 

соблюдая все главные деонтологические нормы и стандарты плюрализма и 

беспристрастности. 

3. Протесты работников образовательных учреждений7 

В начале января 2017 года, Профсоюзная федерация образования и науки 

(FSEŞ) представила Правительству ряд требований, среди которых было 

требование повышение заработной платы учителям на 50%. Профсоюзные 

лидеры обсудили тему в рамках нескольких встреч с представителями 

Кабинета Министров, а 17 января несколько сотен работников 

образовательных учреждений протестовали на ПВНС. После этого, 

представители исполнительной власти пообещали внести изменения в 

методологии расчета зарплат в сфере образования, индексации стипендий 

на 5% и увеличения единовременного пособия для начинающих учителей, 

профсоюзные лидеры объявили, что приостанавливают протест и ожидают, 

что правительство осуществит обещанное. 

Publika TV написала на эту тему несколько новостей в период 10-18 января. 

Все они были построены на правительственной точке зрения, без четкого 

                                                 
7 Studiu de caz 3, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-protestele-angajatilor-din-invatamant-

relatate-cu-omisiuni-pentru-face-loc-laudelor-la-adresa-guvernului/ 

http://deschide.md/ro/stiri/politic/4457/Candu-la-dezbateriLiberalizarea-capitalului-%C8%99i-stimularea-fiscal%C4%83-sunt-ni%C8%99te-drepturi-nu-obliga%C8%9Bii.htm
http://rtr.md/novosti/politika/majya-sandu-vyshla-na-protest-protiv-zakonoproekta-o-liberalizacii-kapitala
http://rtr.md/novosti/politika/majya-sandu-vyshla-na-protest-protiv-zakonoproekta-o-liberalizacii-kapitala
http://a-tv.md/index.php?newsid=24565
http://a-tv.md/index.php?newsid=24660
http://newspmr.ru/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-protestele-angajatilor-din-invatamant-relatate-cu-omisiuni-pentru-face-loc-laudelor-la-adresa-guvernului/
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-protestele-angajatilor-din-invatamant-relatate-cu-omisiuni-pentru-face-loc-laudelor-la-adresa-guvernului/


обозначения требований учителей, что является выборочном 

представление фактов. Также, в новостях, которые вышли на ТВ, и 

впоследствии были опубликованы на сайте телеканала, последовательность 

кадров, из разговора профсоюзов с Павлом Филип, была выстроена таким 

образом, что туда попали только аргументы премьера, и не была показана 

ни одна претензия к правительству, высказанная профсоюзами. Например, 

новости «Более высокие зарплаты в образовании! Предложения Павла 

Филип!», от 10 января и «Премьер Павел Филип в диалоге с 

образовательными профсоюзами: на пять из шести запросов были найдены 

решения», от 11 января. Во второй новости в заголовке и в тексте говорится 

о существовании шести претензий, но в тексте не говорится, о чем они, а 

также не говорится о том, какие решения были предложены. Кроме того, из 

этой новости потребители информации не узнали и мнение профсоюзов, с 

которыми общался премьер по поводу этих пяти решений. 

Техники информационного манипулирования - замалчивание и 

выборочное представление фактов - были использованы в освещении 

данной темы 16 января с заголовком «Павел Филип на встрече с 

профсоюзами: решения определяются путем диалога». В день протеста 

учителей, в 16.47, на Publika.md, была опубликована новость с заголовком 

«Образовательные профсоюзы прекращают протесты», где не говорилось, 

что ранее, перед Правительством проходили протесты. Тем же вечером, в 

главном выпуске новостей дня на Publika TV, Newsroom, которая 

начинается в 19.00, был показан сюжет, который показал событие, но в нем 

не была предоставлена релевантная информация. Журналисты рассказали, 

что протестующие просили «повышения зарплат» без упоминания на 

сколько. Также и в тексте и даже в нескольких «голосах народа», собранных 

журналистом у участников митинга, не был назван процент повышения 

зарплаты. Говорилось о том, что к протестующам вышла вице-министр 

Образования Елена Черней, которая «заявила, что члены Правительства 

анализируют возможность повышения заработной платы учителям», после 

чего профсоюзы приняли решение приостановить протесты. Ни в заявлении 

Черней, ни в тексте журналиста не была написана конкретная информация 

о возможных решениях, что можно квалифицировать как размытие. Была 

предпринята попытка спрятать, насколько это возможно, информацию, 

которая говорит о том, что во время Правительства Филип в стране 

существуют социальные проблемы, и что есть недовольные 

администрированием какого-либо сектора.  

Выпущенные на эту тему новости на Prime TV были сделаны на основе 

только одного официального источника, и в новостях была освящена только 

позиция Правительства: «Премьер-министр Павел Филип в диалоге с 

образовательными профсоюзами - на пять из шести запросов были найдены 

http://www.publika.md/salarii-mai-mari-in-educatie-solicitarile-premierului-pavel-filip_2865381.html
http://www.publika.md/salarii-mai-mari-in-educatie-solicitarile-premierului-pavel-filip_2865381.html
http://www.publika.md/premierul-pavel-filip-in-dialog-cu-sindicatele-din-invatamant-la-cinci-din-sase-solicitari-au-fost-gasite-solutii_2866181.html
http://www.publika.md/premierul-pavel-filip-in-dialog-cu-sindicatele-din-invatamant-la-cinci-din-sase-solicitari-au-fost-gasite-solutii_2866181.html
http://www.publika.md/premierul-pavel-filip-in-dialog-cu-sindicatele-din-invatamant-la-cinci-din-sase-solicitari-au-fost-gasite-solutii_2866181.html
http://www.publika.md/pavel-filip-la-intrevederea-cu-sindicatele-solutiile-se-identifica-in-cadrul-dialogului_2869881.html
http://www.publika.md/pavel-filip-la-intrevederea-cu-sindicatele-solutiile-se-identifica-in-cadrul-dialogului_2869881.html
http://www.publika.md/sindicatele-din-educatie-sisteaza-protestele-continua-negocierile-cu-guvernul_2870891.html
http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4814291.html%23gallery
http://www.prime.md/rom/news/politics/item44638/
http://www.prime.md/rom/news/politics/item44638/


решения» и «Новая система оплаты труда. Правительство ведет переговоры 

с профсоюзами в области образования». 

Другие СМИ, которые попали под мониторинг, освещали протест и 

заявления Профсоюзов, соблюдая все главные деонтологические нормы и 

стандарты плюрализма и беспристрастности 

4. Заявление Игоря Додона в Москве об аннулировании Соглашения об 

Ассоциации с ЕС  

17 января 2017 года президент Игорь Додон заявил в Москве, что, если его 

партия победит на парламентских выборах в 2018 году, Законодательная 

власть Кишинева отменит Соглашение об ассоциации с Европейским 

Союзом на том основании, что оно не принесло никакой пользы для нашей 

страны. Но прекращение действия Соглашения, подписанного 27 июня 2014 

года, будет означать изменение европейского курса Республики Молдова. 

Publika TV опубликовала несколько новостей о визите Игоря Додона, но 

информация о заявлении отмены Соглашения об Ассоциации была подана 

в контексте реакции лидера ДПМ Влада Плахотнюка. Так, в 16.40 на сайте 

Publika.md была опубликована новость „РЕАКЦИЯ председателя ДПМ 

Влада Плахотнюка на заявление Додона об аннулировании Соглашения об 

Ассоциации с ЕС”, которая является частью одной из передач Publika TV. 

Из новости телезрители сначала узнали о том, что Влад Плахотнюк, ДПМ и 

Валериу Мунтяну из ЛП выступают против аннулирования Соглашения, и 

только потом, что у Додона такие намерения. Таким образом, было 

совершено искажение фактов, целью которых было выделить и навязать 

свое мнение, в данном случае, Влада Плахотнюка и ДПМ, в ущерб 

естественному ходу фактов: сначала было заявление, а потом реакция. 

Новость „Додон в Москве: Если у ПСРМ будет большинство, будет 

аннулировано Соглашение об Ассоциацией с ЕС”, появилась на Publika.md 

вместе с видео из Москвы в 19.08. Впоследствии Publika TV транслировала 

и мнения других экспертов, приглашенных в студию, но и реакцию 

премьера Павла Филип на заявление Игоря Додона об Ассоциации. В 

новости „Premierul Pavel Filip comentează în presa internațională declarațiile 

făcute de președintele Dodon la Moscova”, репортеры объявили, что премьер-

министр Молдовы заявил для Associated Press, что «никому не позволю 

аннулировать Соглашение об Ассоциации», a его заявления были 

цитированы «некоторыми СМИ США и Европы». Но, только две 

гиперссылки в статье говорят о заявлении премьера, остальные либо 

недоступны, либо ссылаются на статьи, в которых не говорится о премьере.  

Способ презентации данной темы посредством искажения фактов и акцента 

на «успех» премьера в иностранной прессе, а также отсутствия реакции 

других местных политиков, к которым журналисты могли обратиться за 

комментарием по поводу заявлений президента Молдовы, показывает, что 

http://www.prime.md/rom/news/politics/item44638/
http://www.prime.md/rom/news/politics/item44884/
http://www.prime.md/rom/news/politics/item44884/
http://www.publika.md/reactia-presedintelui-pdm-vlad-plahotniuc-la-anuntul-lui-dodon-privind-denuntarea-acordului-de-asociere-cu-ue_2870881.html
http://www.publika.md/reactia-presedintelui-pdm-vlad-plahotniuc-la-anuntul-lui-dodon-privind-denuntarea-acordului-de-asociere-cu-ue_2870881.html
http://www.publika.md/reactia-presedintelui-pdm-vlad-plahotniuc-la-anuntul-lui-dodon-privind-denuntarea-acordului-de-asociere-cu-ue_2870881.html
http://www.publika.md/dodon-la-moscova-daca-psrm-va-avea-majoritatea-voi-anula-acordul-de-asociere-cu-uniunea-europeana_2870791.html
http://www.publika.md/dodon-la-moscova-daca-psrm-va-avea-majoritatea-voi-anula-acordul-de-asociere-cu-uniunea-europeana_2870791.html
http://www.publika.md/premierul-pavel-filip-comenteaza-in-presa-internationala-declaratiile-facute-de-presedintele-dodon-la-moscova_2871901.html
http://www.publika.md/premierul-pavel-filip-comenteaza-in-presa-internationala-declaratiile-facute-de-presedintele-dodon-la-moscova_2871901.html


был создан образ Влада Плахотнюка и Павла Филип как «спасителей». 

Меньше информации и объяснений было представлено широкой аудитории 

о контексте и последствиях, заявленных Игорем Додон. Способ 

презентации данной темы посредством искажения фактов и акцента на 

«успех» премьера в иностранной прессе, а также отсутствия реакции других 

местных политиков, к которым журналисты могли обратиться за 

комментарием по поводу заявлений президента Молдовы, показывает, что 

был создан образ Влада Плахотнюка и Павла Филип как «спасителей». 

Меньше информации и объяснений было представлено широкой аудитории 

о контексте и последствиях, заявленных Игорем Додон 

Prime TV выпустил в эфир две новости на эту тему: одна о заявлениях Игоря 

Додона, а вторая, как и новость телеканала Publika, содержала мнение 

Влада Плахотнюка (два абзаца), позицию ДПМ (три абзаца) и фразу из 

реакции на фейсбуке Валерия Мунтяну. Портал Pan.md ничего не написал 

о заявлениях Додона, сделанных в Москве. Исключение/ замалчивание из 

повестки дня важных тем, или их замена другими неважными темами 

является техникой манипулирования. 

Gagauzinfo.md освятили визит Игоря Додона в Москву и его декларации о 

Соглашении посредством видео, длительностью в 29 минут, взятого из 

другого источника. Также, портал умалчивал о реакции на заявления Игоря 

Додона. 

Accent TV широко освятил визит в Москву. Заявления о аннулировании 

Соглашения об Ассоциации была включена в одну из новостей наряду с 

другими частями выступления Игоря Додона. Но канал умалчивал о 

реакции политиков на заявления президента Додона, включая и заявление о 

Соглашении об Ассоциации. 

RTR Moldova в свою главную новостную передачу включили заявление в 

коллаж, о котором ведущая объявила, что он содержит самые важные 

заявления Игоря Додона и Владимира Путина. Журналисты показали 

заявление о намерении расторгнуть Соглашение об Ассоциации, как и 

любое другое заявление и умалчивали о реакции, которые она породила в 

стране в тот же день. Кроме того, в новости отсутствовала информация из 

контекста по этой теме. Другие СМИ, подвергшиеся мониторингу, а 

именно, Ziarul Național и Deschide.md освещали тему, соблюдая все 

главные деонтологические нормы и стандарты плюрализма и 

беспристрастности. 

http://www.prime.md/rom/news/politics/item44824/
http://www.prime.md/rom/news/politics/item44846/
http://gagauzinfo.md/index.php?newsid=30601
http://a-tv.md/index.php?newsid=25601
https://www.youtube.com/watch?v=KVOgEwupsFA&index=44&list=PLUIteKEAZKOuHEI-x2KWAVyl6lAZJgksy


5. Отчет о деятельности правительства спустя год с момента 

инаугурации 8 

20 января 2017 года Премьер-министр Павел Филип провел брифинг, во 

время которого он подвел итоги деятельности Правительства, которое он 

возглавлял уже в течение года на тот момент. Премьер-министр рассмотрел, 

в позитивном плане, действия Исполнительной власти и обратился с 

несколькими сообщениями к Оппозиции, среди прочего, упрекая ее, что 

были сделаны пессимистические прогнозы и что они не верили в успех 

правительственной команды. 

Publika TV, в своей главной новостной программе дня, Newsroom, 

распространили тему с несколькими компонентами, в том числе с лайвом. 

Репортеры включили в новость заявления премьера и прокомментировали, 

подчеркнув, что действия, перечисленные Павлом Филип, стали возможны 

«благодаря усилиям команды, которую он ведет». Посредством текста и 

комментариями, журналисты телеканала Publika, де-факто, заменили 

представителей Правительства, которые, естественно, защищаются и 

борются с политическими оппонентами.  

В то же время, репортеры замалчивание контекстную информацию или 

бэкграунд, который в новостях играет роль дополнения и помогает 

потребителям информации понять, о чем идет речь. Например, в новостях 

на Publika TV отсутствует информация о факте, что Правительство Филип 

пришло к власти ночью, несмотря на массовые уличные протесты. Кроме 

того, нет информации и о том, что за Закон о Прокуратуре, перечисленным 

одним из главных среди успешных дел, был принят Парламентом, а не 

Правительством, и что это произошло не по инициативе исполнительной 

власти, а было условием европейских партнеров. 

Также Publika TV, 21 января выпустила в эфир новость с заголовком «Мы 

благодарны! Что говорят молдоване о Правительстве Павла Филип», 

основанной на «глас народа». В вступлении ведущий объявил, что 

«Правительство под руководством Павла Филип прошло тест на доверие» и 

что «молдаване высоко оценили Кабинет министров», а восемь опрошенных 

на улице человек говорили только положительные мнения в адрес Филип, 

что является фактом, что они были выбраны специально для того, чтобы 

составить впечатление, что в обществе существует положительное мнение 

о работе премьера. Также, в тексте ведущего обобщается: «Молдаване 

высоко оценили». Это утверждение является ложным. Мнения восьми 

молдаван не могут быть мнением всех. Кроме того, в этой же новости, на 

фоне голоса опрошенных людей появлялись кадры с Павлом Филип и 

Владом Плахотнюком, а за ними находился баннер со знаками 

                                                 
8 Studiu de caz 4, http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-bilantul-activitatii-guvernului-la-un-de-la-

investire/#prettyPhoto 

http://www.publika.md/emisiuni/newsroom_2331_video_4820221.html#gallery
http://www.publika.md/suntem-multumiti-ce-spun-moldovenii-despre-guvernul-condus-de-pavel-filip_2874921.html
http://www.publika.md/suntem-multumiti-ce-spun-moldovenii-despre-guvernul-condus-de-pavel-filip_2874921.html
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-bilantul-activitatii-guvernului-la-un-de-la-investire/#prettyPhoto
http://mediacritica.md/ro/studiu-de-caz-bilantul-activitatii-guvernului-la-un-de-la-investire/#prettyPhoto


Демократической партии. Всего один раз в новости Павел Филип был 

показан, стоящим на трибуне и ни разу - возле членов Кабинета. Таким 

образом, новость, сделанная с помощью таких манипуляций, как 

изображения, несет посыл о том, что хорошая работа премьер-министра - 

это заслуга Влада Плахотнюка и то, что Павел Филип является членом 

Демократической Партии. 

Канал Accent TV не стал освещать ни в румынской, ни в русской программе 

новостей итоги деятельности Правительства, который подвел премьер-

министр. Повторяем, что в данном случае замалчивание темы, 

представляющей общественный интерес, является одной из техник 

манипулирования.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Тенденции нарушения деонтологических норм и использования техник 

манипулирования в освещении событий, представляющих значимый 

общественный интерес, указанные в отчетах9 ЦНЖ от 201610 года, 

присутствовали и на протяжении декабря 2016 года и января 2017 года, но 

имели более низкую интенсивность. Этот факт может быть объяснен в 

период мониторинга - пост-электорального периода, когда интересы 

политиков/групп, владеющих СМИ, были не такими острыми, как в период 

электоральной кампании. Следовательно, манипуляционные техники 

использовались меньше, а наиболее распространенной техникой была 

замалчивание, когда из новостей упускались события или детали, что 

являлось недостатком для владельца СМИ или давало преимущество его 

оппонентам. 

Данные мониторинга показывают, что целью некоторых журналистов во 

время освещения событий, представляющих общественный интерес, 

является не полное информирование и подача сбалансированной и 

объективной информации для публики, а подчеркивание достоинств 

некоторых политиков и принижение других. 

В большинстве новостей, выпущенных в эфир у СМИ, которые вошли в 

мониторинг, наблюдалась тенденция освещения некоторых тем в 

наилучшем свете, и медиативное принижение других. Это делалось путем 

избирательных фактов, замалчивание, преувеличений, размытием 

негативных элементов. В результате, во многих случаях были 

                                                 
9 Raport de monitorizare nr. 1, http://media-
azi.md/sites/default/files/CJI_Media_Monitoring_Report_Nov.2015-Jan.2016_RO.PDF 
10 Raport de monitorizare nr. 2, http://mediacritica.md/wp-

content/uploads/2016/05/Raport_trimestrial_de_monitorizare_CJI.pdf 

http://a-tv.md/index.php?newsid=24806
http://a-tv.md/index.php?newsid=24805
http://media-azi.md/sites/default/files/CJI_Media_Monitoring_Report_Nov.2015-Jan.2016_RO.PDF
http://media-azi.md/sites/default/files/CJI_Media_Monitoring_Report_Nov.2015-Jan.2016_RO.PDF
http://mediacritica.md/wp-content/uploads/2016/05/Raport_trimestrial_de_monitorizare_CJI.pdf
http://mediacritica.md/wp-content/uploads/2016/05/Raport_trimestrial_de_monitorizare_CJI.pdf


представлены факты в одностороннем порядке, без обеспечения баланса в 

новостях и плюрализма мнений. 

Элементы информационного манипулирования чаще всего встречались в 

новостях Publika TV, Prime TV, Accent TV и меньше в Sputnik, Deschide.md, 

Pan.md и RTR. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ 

При выборе тем для освещения в новостях, СМИ должны учитывать степень 

общественного интереса, который представляет каждая тема, а также ее 

важность и влияние на общество. Во время создания новостей, репортеры 

должны начинать с нейтральной точки зрения по отношению к темам, для 

того, чтобы точно отражать реальность и преподнести общественности 

объективную и ясную информацию. 

Менеджеры СМИ должны требовать от работников или, в случае 

необходимости, инструктировать их, чтобы они соблюдали нормы 

Деонтологического Кодекса и существующих стандартов качества в 

области журналистики. Средства массовой информации должны 

воздерживаться от хвальбы и преувеличения, с помощью различных техник, 

заслуг некоторых политиков и игнорирования других. Новости должны 

информировать общественность, и не оказывать на нее влияние. 

Журналисты должны отказаться от практики однобокого представления 

фактов. 

Координационный совет по телевидению и радио должен мониторить, 

чтобы режим работы радиовещателей обеспечивал плюрализм мнений и 

соблюдал закон и европейские нормы в области радиовещания о 

правильном информировании, объективизме и плюрализме. Важно, чтобы 

регулирующий орган принимал необходимые меры, если случай того 

требует. 

Потребителям прессы рекомендуется получать информацию из разных 

СМИ, для исключения риска получения неверной и манипулятивной 

информации. 

 


	5. Отчет о деятельности правительства спустя год с момента инаугурации

