Как телеканалы манипулируют нами (и) посредством изображений

0

«Немалая часть прессы страдает идеализацией и демонизацией, посредством которых медийные манипуляторы представляют себя и своих союзников в образе героев и святых, а своих оппонентов изображают как мерзавцев, сумасшедших и неуравновешенных в обоих случаях, с целью создания сенсационных репортажей и победы в конфронтации…». Так писал в начале 2000-х годов журналист и писатель Раду Хержеу в своей книге «Техники пропаганды, манипулирования и убеждения на телевидении»1. Там же журналист отмечал, что «все нынешние центры власти опираются на средствах массовой информации и все используют сенсориальное манипулирование и имитацию вкупе с интригами, риторикой и достижениями для того, чтобы продать публике продукты, кандидатов и идеи…».

Раду Хержеу, естественно, говорил о реалиях Румынии 15-летней давности. Однако его констатации прекрасно описывают нынешнюю ситуацию в Республике Молдова. Большинство наших телеканалов не информируют, а… борются. Борются с реальными людьми, но преобFoto 1разованными на телеканалах в немыслимые существа, положительные или отрицательные. Борются между собой, разоблачая фальшивки друг друга. Борются со зрителями, на которых обрушивают потоки токсичной информации, сбивающей людей с толку и ввергающей их в невообразимую путаницу, вместо того, чтобы помогать им разобраться в реалиях. Тут все средства хороши, все пускается в ход: текст, изображения, интонация, музыка…

«Суггестивные» изображения, создающие «надлежащие» ассоциации

Так получается, что на одном телеканале видим (словно вербальные ярлыки недостаточны) Влада Плахотнюка почти все время, независимо от содержания новости, с неэстетичной гримасой/ужимкой, пойманной когда-то кинооператором (фото 1), а на Foto 2других телеканалах — следует признать, таких  значительно больше, благодаря тому, что они принадлежат одному владельцу -,   видим аналогичные кадры других персонажей. Так, на всем протяжении судебного процесса Влада Филата (январь-июнь 2016 года), на этих телеканалах экс-премьер почти не появлялся иначе как с искаженным лицом (фото 2), с выражением недоумения и растерянности (фото 3)… А Андрея Нэстасе, как правило, показывают рядом с кордоном полицейских или бизнесменом Виктором Цопа, который также не обойден ярлыками: «осужденный», «олигарх», «беглый преступник», а в последнее время появился новый эпитет — «мафиози» (фото 4). Foto 3

Почему тексты, даже те, которые передают нейтральную информацию, постоянно сопровождаются подобными более чем «суггестивными» изображениями? Объяснение очевидное, но весьма далекое от учебников по журналистике. Дело в том, что люди судят по внешности, по виду, а изображения считаются неопровержимым доказательством: «Я своими глазами видел!..». А повтор изображений определенного типа создает в уме человека «надлежащие» ассоциации, а именно:

  • Телеканалы, представляющие Влада Плахотнюка с гримасой, передающей скорее издевательское отношение, хотят, чтобы телезрители воспринимали его именно как негативный персонаж, постоянно преисполненный сарказма, цинизма, преследующий собственные Foto 4интересы в ущерб другим. В сочетании с негативными текстами, этот прием обладает почти гарантированным эффектом;
  • Телеканалы, которые не представляют «свежие» снимки Влада Филата с судебного процесса (люди могут воспринять его как жертву системы и проявить сочувствие к нему, а сочувствие, сострадание — сестра симпатии), публикуют его фотографии с гримасами с целью создания имиджа растерянного, скомпрометированного политика, без былых рычагов самоконтроля и выдержки, оказавшегося слабой личностью и т.д.
  • Андрей Нэстасе также обладает «портфелем» специальных изображений на нескольких телеканалах. Помимо того, что его имя постоянно произносится «в тандеме» с именем бизнесмена Виктора Цопы, лидер Партии «Платформа «Достоинство и Правда» появляется в изображениях среди протестующих, но, внимание!, только снятых в зонах стычек с полицейскими. Порой, когда текст, который следует покрыть изображениями, большого объема, демонстрируются и видеоматериалы без Андрея Нэстасе в кадре, но непременно с манифестантами в ходе столкновений с полицией. Размещение этих изображений — в условиях, когда стычки с полицией были незначительными деталями в ходе акций протеста, суть которых заключается в мирных манифестациях десятков тысяч людей -, является умышленным. Тем самым преследовалась цель передачи и, посредством повтора, внушения идеи насилия и хаоса, а также ассоциирование этих понятий с персонажем Андреем Нэстасе.

В результате, даже человек, который, гипотетически говоря, смотрит телевизор без звукового сигнала, понимает, что речь идет о неугодных кому-то персонажах, и остается с впечатлением, что Влад Плахотнюк — циник и рвач, что Влад Филат — растерянный и опустившийся политик, а Андрей Нэстасе — подстрекатель к насилию.

Технические приемы, в качестве эффективных «трюков»

Несмотря на то, что, как показывают и мониторинги, отечественные телеканалы манипулируют больше посредством текста и выборочной информации, нежели видеоматериалами, все же можно выделить несколько элементов манипулирования посредством изображений, некоторые из которых соответствуют техникам, описанным Раду Хержеу, который объясняет, как можно снимать и монтировать телевизионный видеоматериал таким образом, чтобы до крайности драматизировать ситуацию либо скрыть важные для зрителя информативные элементы, в ущерб сути происходящего (даже если показывает эти элементы по телевизору), либо преувеличить значимость или важность факта или человека. Остановимся на двух таких техниках, которые с легкостью можно заметить в видеопродукте портала Today.md, размещенном впоследствии и на Publika.md.

Использование замедления, техника, встречаемая, как правило, для акцентирования драматизма ситуации, была применена не для того, чтобы помочь телезрителю лучше разглядеть что-то трудно уловимое, а для того, чтобы придать большую весомость обвинениям в адрес Влада Филата. «Роскошный дом на первой линии побережья Спанта-Понса служил пристанищем и Филату, и, как я уже говорил, многим другим молдавским политикам, ведь эта вилла, по крайней мере до того момента, как мы ее разыскали, была колыбелью кишиневских революций и рейдерских атак» — часть этого текста прочитана на фоне замедленных видеокадров, на которых появляется на среднем плане Влад Филат, который идет, улыбается и смотрит на часы, словно пренебрегая кем-то. Другая часть текста, «что-то вроде колыбели революций», была покрыта кадрами, на которых видно несколько протестующих (местонахождение непонятно) в стычке с полицейским кордоном. А к синтагме «рFoto 5ейдерских атак» поместили изображение, на котором, крупным планом, Влад Филат и Вячеслав Платон о чем-то шепчутся. «Крупный план, в частности, используется для подкрепления или опровержения утверждения, сделанного человеческим субъектом, либо для подтверждения или опровержения утверждения о каком-то предмете или другом человеке», — поясняет Раду Хержеу в своей книге. Таким образом, достигнутый эффект в данном случае таков: произнесенные репортером «громкие» слова — «революция», «рейдер» -, хотя и не сопровождаются никакими аргументами, в уме зрителей будут ассоциироваться с насилием и, соответственно, конкретными лицами, Филатом и Платоном (фото 5).

Трансляция изображений с замедлением использовалась и в новости «Девять телеканалов и три радиостанции наказаны КСТР. PRO TV не знает, кто его владелец» на Publika TV. «Ранее один из соучредителей, Валериу Сахарняну, заявил, что эти телеканалы («Vocea Basarabiei», телеканал и Foto 6радиостанция прим. ред.) были неправомерно заимствованы либерал-демократом Владом Филатом» — этот текст зачитан на фоне замедленных кадров Филата, которого эскорт спецназа в масках ведут в зал судебных заседаний. Преследовалась цель передать и подчеркнуть идею, что два телеканала, не обнародовавшие информацию о владельце, были замешаны в скандале и принадлежат политику, который не в ладу с законом (фото 6).

Я привела только несколько примеров, в которых определенные «трюки» использовались для воздействия на телезрителя в интересах вещателя. Это не значит, что элементов манипулирования посредством изображений нет и в других медиапродуктах — социальных репортажах, сообщениях о катастрофах или авариях. Фотоколлажи, наложенные на пронзительную музыку, используемые некоторыми телеканалами в начале сообщений об авариях или стихийных бедствиях — на которых видим кровь, части предметов, игрушки, руины, плачущих людей — все это техники эмоционального манипулирования посредством изображений и звука, направленного на подчеркивание (порой чрезмерное) трагизма ситуации. Но это тема, заслуживающая другого анализа.

Виорика Захария, медиаэксперт

1 Radu Herjeu, Tehnici de propagandă, manipulare și persuasiune în televiziune, https://dorinpopa.files.wordpress.com/2008/04/herjeu-radu-tehnici-de-propaganda-manipulare-si-pers-in-tv.pdf

________________

Статья публикуется Центром независимой журналистики в рамках кампании против фальшивой и тенденциозно представленной информации STOP FALS! -, которую проводят Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики (CJI) и Ассоциация независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).