Контекст: Президенты Украины и Российской Федерации 25 мая 2016 года подписали указы о помиловании трех человек, задержанных в ходе боевых действий в Донбассе и приговоренных впоследствии к длительным срокам тюремного заключения. Владимир Путин помиловал военную летчицу Надежду Савченко, приговоренную к 22 годам лишения свободы по обвинению в соучастии в убийстве двух российских журналистов, а Петр Порошенко помиловал двух граждан России — Евгения Ерофеева и Александра Александрова — приговоренных киевским судом к 14 годам лишения свободы за терроризм. Событие вызвало огромный общественный интерес, так как произошел обмен заключенными в условиях, когда Россия отрицает участие своих войск и военной техники в конфликте на востоке Украины.
Большинство подвергнутых мониторингу новостных порталов и отечественных телеканалов представили событие (некоторые из них опубликовали по четыре новостных материала на данную тему), распространяя информацию, перепечатанную у информационных агентств России, Украины, Румынии, а также у «Reuters» и «AFP». Таким образом, были изложены позиции обеих сторон и обнародованы детали, в том числе обязательная в случае конфликтующих новостных материалов контекстная информация.
Вместе с тем, в случае двух подвергнутых мониторингу медийных учреждений были зафиксированы определенные недостатки. «Sputnik.md» опубликовал один новостной материал под заголовком «Сегодня Надежда Савченко прибывает в Украину», в котором отсутствует релевантная информация об обмене заключенными. «Обмен между Российской Федерацией и Украиной касается Надежды Савченко, осужденной российским судом, а также российских граждан Евгения Ерофеева и Александра Александрова», — написали журналисты «Sputnik.md». Кроме того, сообщалось, что подробности о том, где будет проводиться обмен, неизвестны, а также, что российская пресса «уже начала наблюдать за маршрутами, по которым, предполагается доставить заключенных к месту, где якобы будет осуществляться обмен». Если портал задался бы целью представить читателям полную и достоверную информацию, новостной материал содержал бы релевантные сведения, известные на тот момент из международных источников (в 15.42). Из этого следует, что факты были представлены выборочно, что является нарушением этических норм, а также приемом информационного манипулирования.
«Novostipmr.com» также опубликовал на данную тему всего один новостной материал под названием «Петр Порошенко помиловал российских граждан Евгения Ерофеева и Александра Александрова». В статье сообщается, со ссылкой на адвоката одного из заключенных, что оба российских граждан покинули территорию Украины. Кроме того журналисты отметили, что освобождение произошло в обмен на Надежду Савченко, напомнили, что Александров и Ерофеев были приговорены в Украине к 14 годам лишения свободы, но не уточнили, за какое преступление, где и когда были задержаны. Равным образом ничего не было сказано о Надежде Савченко, ни о том, когда и за какие действия была осуждена российским судом. Данная информация имеет существенное значение в контексте, в котором Российская Федерация отрицает, что российские военные участвуют в сражениях в мятежном Донбассе, а конкретные сведения о причине нахождения вышеупомянутых российских граждан в зоне конфликта подтвердили бы присутствие российских войск в Украине. Факты были представлены выборочно для того, чтобы скрыть истинное положение дел.
Российские телеканалы «РТР» и «Рен ТВ», ретранслируемые в Республике Молдова, представили одностороннюю и выборочную информацию. Факты были интерпретированы и поданы наравне с личным мнением репортеров. В некоторых случаях отсутствовала доказательная база, а также использовались приемы навешивания ярлыков и преувеличения случившегося. Главный выпуск «Вестей» телеканала «РТР» содержал материал на данную тему продолжительностью 10 минут и 40 секунд.
Первые кадры репортажа отображали вышеприведенных российских граждан, спускающихся с трапа самолета и обнимающих своих жен. Репортер рассказывает, что «их били, пытали, им угрожали, но в тот момент, когда они подходили к терминалу во Внуково, это было уже не важно…». Данное заявление лишено доказательной базы, так как не были приведены соответствующие доводы ни репортером, ни самими потерпевшими. В репортаже не прозвучали голоса протагонистов, журналистка не беседовала с ними, не был включен ни один фрагмент их заявлений. Таким образом, высказывание о том, что их били и пытали, не подтверждается. При данных обстоятельствах возникают сомнения в достоверности новостного материала, так как прямые источники – освобожденные граждане – не были опрошены и не были приведены их заявления.
В то же время журналистка высказала серьезные обвинения в адрес Надежды Савченко – и снова не представила доказательства: «В составе националистического батальона «Айдар» она убивала людей … На Украине прославилась зверствами и жестокостью по отношению к мирному населению… Преступления «Айдара» и соответственно Савченко задокументированы международными организациями… Задержали патологически жестокую шпионку после нелегального пересечения границы…». Обвинения такого рода, не сопровожденные соответствующими примерами и доказательствами, считаются ложными. Журналистка не назвала ни одной международной организации, которая зафиксировала «преступления», что является приемом манипулирования, названым «методом анонимного авторитета». Она также не назвала конкретных случаев «зверств», которые доказывали бы «патологическую жестокость» украинского военного.
Далее в репортаже использовался еще один прием манипулирования, а именно негативная интерпретация фактов[1]: «Киевский районный суд признал обоих виновными, но дело сфабриковали. На россиян «повесили» терроризм и ведение агрессивной войны. Приговор искусственно утяжеляют, добавив незаконное хранение оружия и пересечение госграницы. В результате — 14 лет лишения свободы для каждого». Ближе к концу репортажа журналистка сообщила, что вышеупомянутые российские граждане, которые признались на видео допроса, что являются офицерами Российской армии, позже данные показания отрицали, так как они были получены якобы под пытками. «От этих слов они естественно отказались», — заявила журналистка, без ссылки на свидетельские показания или документы, устанавливающие опровержение.
Точно так же, не было сказано ни слова о том, каким образом двое российских граждан стали добровольцами в Украине, где были задержаны и как долго там находились. В новостном материале отсутствовала и другая релевантная информация. Неизвестно если трое заключенных сами подали прошение о помиловании, что означало бы, что они признают свою вину. Журналистка отметила, что Владимир Путин помиловал Надежду Савченко в ответ на просьбу родственников погибших российских журналистов в результате скорректированного ею артиллерийского обстрела. О том, кто подал прошение о помиловании российских граждан, осужденных в Украине, не сообщалось.
Следовательно, продукт является пропагандистским материалом и не носит информационного характера. Была представлена лишь точка зрения московских властей. Обвинения, высказанные в адрес представителей Украины, не были сбалансированы или проверены из независимых источников. При освещении информации о Надежде Савченко журналистка прибегла к преувеличению фактов, в сочетании с бездоказательными обвинениями, а в случае отображения судебного процесса Александрова и Ерофеева представила мнения вместо фактов. Излагая сведения о деятельности вышеназванных российских граждан, репортер представила факты выборочным, односторонним образом. Приемы негативной интерпретации фактов и навешивания ярлыков использовались при описании Савченко как «шпионки» и «Надежды убийцы». Наличие, на протяжении всего репортажа, негативных выражений и слов, серьезных, беспочвенных обвинений в адрес определенных украинских граждан и учреждений («их били, пытали», «сфабрикованное дело», «на них «повесили» терроризм», «убийца патологической жестокости») свидетельствует о применении антиукраинских пропагандистских элементов.[2] Был также использован прием, схожий с тем, выявленным Владимиром Волкоффым – дискредитирование всего, что идет хорошо в стране противника. В нашем случае был представлен кровавый портрет неприятеля, который пытает людей, фабрикует дела, поддерживает «кровавых» убийц, как противоположность «невероятного благородства, великодушия и доброты» родственников двух журналистов, погибших в результате обстрела под Луганском, которые подали прошение о помиловании Савченко.
25 мая телеканал «Рен ТВ» опубликовал на своей странице в интернете 46 коротких новостных материалов относительно обмена заключенными. Приводим несколько заголовков: «Самолет с Ерофеевым и Александровым приземлился во Внуково», «Адвокат Савченко выложил странное сообщение в Twitter», «Сестра и мать Савченко выехали в аэропорт Борисполь», «Савченко не будет отбывать наказание на Украине». В большинстве материалов была опущена информация о том, кем являются российские граждане Александров и Ерофеев, как они попали в Донбасс, что совершили и за что были помилованы. Ни одна статья не содержала полную информацию о действиях и приговоре Надежды Савченко или Ерофеева и Александрова. Вместо этого, потребителей держали в курсе всех мельчайших деталей, связанных с подписанием указов о помиловании, взлетом самолетов с бывшими заключенными и встречей с близкими. Данный прием является своего рода маскировкой, которую Владимир Волкофф интерпретирует как «утопление» релевантной информации в изобилии другой менее значительной информации зачастую не связанную с предметом разговора[3].
В новостном материале под заголовком «Украинцы предложили выдвинуть Савченко в президенты страны» говорится, что на портале президента Украины была опубликована электронная петиция, с предложением собрать подписи в поддержку выдвижения Надежды Савченко на пост президента. Статья вводит в заблуждение как названием, так и содержанием. Обобщающее утверждение «украинцы предлагают» подразумевает, что предложение исходит от значительного числа людей. На самом деле, обнародование электронной петиции одним человеком, который призывает других присоединиться, не означает «украинцы предлагают». Кроме того, информация о том, что данное прошение появилось на официальном сайте президента Украины, может создать впечатление, что само учреждение поддерживает выдвинутую инициативу. Если бы журналисты представили контекстную информацию с пояснением того, что прошение было размещено одним пользователем интернета на сайте президента Украины в разделе «петиции», созданном специально для этого, потенциальной путаницы удалось бы избежать.
Как и материалы канала «РТР», так и определенные новостные материалы телеканала «Рен ТВ», содержали элементы приема дискредитирования противной стороны путем опущения фактов и несоблюдения баланса материалов: «Матвиенко предрекла Савченко обвинительный приговор от истории», «Жириновский: Савченко должна была остаться в тюрьме и сидеть тут 20 лет».
Виорика Захария
___________
Статья публикуется в рамках кампании против фальшивой и тенденциозно представленной информации-STOP FALS!, которую проводят Ассоциация независимой прессы (API), Центр независимой журналистики (CJI) и Ассоциация независимых тележурналистов Молдовы (ATVJI).
[1]ВОЛКОФФ, Владимир, Трактат о дезинформации. От троянского коня до интернета, https://scorilos.files.wordpress.com/2011/03/vladimir-volkoff-tratat-de-dezinformare1.pdf.
[2] Социологический словарь определяет понятие «пропаганда» как: «Действие, совершаемое систематически в целях передачи, продвижения или распространения определенных доктрин, теорий или мнений с позиции определенной социальной группы или идеологии с целью влияния, изменения, создания определенных концепций, подходов, взглядов, убеждений или поведений». ЗАМФИР, Кэтэлин, ВЛЭСЧАНУ, Лазэр, Социологический словарь, Бухарест, 1998, стр. 332., стр. 457. http://vignette4.wikia.nocookie.net/nccmn/images/1/1c/Dictionar-de-Sociologie-Catalin-Zamfir-Lazar-Vlasceanu.pdf/revision/latest?cb=20150813042511&path-prefix=ro.
[3] ВОЛКОФФ, Владимир, Трактат о дезинформации. От троянского коня до интернета, https://scorilos.files.wordpress.com/2011/03/vladimir-volkoff-tratat-de-dezinformare1.pdf.