Первоначальные размышления
Быть журналистом в наши дни нелегко. В сущности, эта задача никогда и не была легкой, в том числе и потому, что в Республике Молдова мы все еще находимся на том этапе, когда только учимся справляться с этой работой. Один из вопросов, которым журналист должен задаваться каждый день, – как далеко он может зайти. Например, можно или нельзя принимать подарки от президента страны: домашний паштет, сливовицу, вишневку, вино, мед или другие домашние угощения? Могут или не могут быть главными героями его рассказов родственники, друзья или члены семьи? Могут или не могут они предоставлять своим сожителям возможность участвовать в своих авторских передачах, чтобы те улучшали или оправдывали свой неоднозначный имидж? Или может или не может журналист быть участником политизированных консультативных советов под патронажем президентов стран или иных политических деятелей?
Для журналиста каждый день – своего рода провокация, так как он ежедневно сталкивается с ситуациями, в которых ему приходится делать выбор, во многих случаях связанный с тем, что деонтологические нормы и специалисты именуют конфликтом интересов.
Что такое конфликт интересов? Юридический подход
Закон № 133 от 17 июня 2016 г. о декларировании имущества и личных интересов предусматривает, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, «в которой субъект декларирования имеет личный интерес, влияющий, способный или предположительно способный повлиять на беспристрастное и объективное выполнение возложенных на него законом полномочий и обязанностей». Далее в этом же законе содержится целая глава (III), где подробно описывается и объясняется, что такое конфликт интересов. Не буду вас утомлять техническими цитатами из закона.
Тем не менее, процитирую статью – № 14, – где указывается следующее: «В процессе исполнения своих служебных обязанностей субъекты декларирования обязаны соблюдать следующие основные принципы предотвращения конфликта интересов:
- a) беспристрастное и объективное служение общественному интересу;
- b) обеспечение прозрачности и общественного контроля деятельности;
- c) персональная ответственность и личный пример».
Предвижу вопрос, который зададут многие из тех, кто прочтет этот текст: «А каким боком это касается обсуждаемой темы?» – поскольку упомянутый закон относится исключительно к конфликту интересов для лиц, занимающих государственные должности (в центральных и местных органах власти, для государственных служащих, работников сферы образования и здравоохранения и т. д.). Журналисты здесь даже вскользь не упоминаются. И это (отчасти) обоснованно, так как большинство средств массовой информации – частные предприятия, за исключением государственных средств массовой информации.
И все-таки предлагаю попробовать представить себе следующее: поместим журналиста в это описание и сформулируем определение того, каким должен быть журналист, исходя из вышеупомянутой статьи закона. Звучать оно будет приблизительно так: «Журналист – лицо, обязанное беспристрастно и объективно служить общественным интересам, действовать корректно и обеспечивать прозрачность в своей деятельности, принимая на себя ответственность за написанное им и служить примером во всем, что он делает».
Исходя из сформулированного нами выше определения, мы можем сделать некоторые выводы:
- Как журналист, так и государственный служащий должны служить общественным интересам;
- Как журналист, так и государственный служащий должны быть корректными, беспристрастными и действовать прозрачным образом;
- Как журналист, так и государственный служащий должны принимать на себя ответственность за все, что они делают;
- Как журналист, так и государственный служащий должны подавать пример во всем, что они делают.
Что предусматривают деонтологические нормы?
При этом у журналистов, в свою очередь, есть «закон», регулирующий конфликт интересов, – Деонтологический кодекс журналиста Республики Молдова. Глава 4 этого Кодекса полностью посвящена теме конфликта интересов. Если изложить ее содержание кратко, в ней указано, что журналист НЕ принимает подарки; НЕ участвует в командировках, оплачиваемых третьими лицами; НЕ является субъектом коммерческой рекламы; НЕ является членом административных структур органов государственной власти и политических организаций; НЕ участвует в избирательных кампаниях в качестве кандидата на выборах, а если участвует, на время кампании отказывается от журналистской деятельности; НЕ использует в личных интересах конфиденциальную информацию, собранную им в качестве журналиста, и НЕ использует СМИ, в которых работает, в собственных интересах.
Все, что находится за пределами этих «НЕ», является нарушением деонтологической нормы – в этом и заключается конфликт интересов.
В какой степени заслуживают доверия журналист и СМИ
Сила СМИ и журналиста заключается в их авторитетности, ради сохранения которой они обязаны действовать корректно и этично, руководствуясь правилами даже более строгими, чем все законы государства. Авторитетность – одна из основных обязанностей журналиста. Она, в первую очередь, отражается на репутации учреждения, которое он представляет, а главное – на журналистской профессии в целом. Допустить случай конфликта интересов – не что иное, как прямой удар по концепции авторитетности СМИ.
Именно в силу этих соображений одно из правил журналистики гласит, что некорректно и неэтично брать интервью у родственников, членов семьи или близких людей, в том числе тех, с которыми журналистов связывают чувства (например, у сожителей), поскольку в этом случае невозможно действовать беспристрастно и корректно по отношению к тому, у кого берется интервью, и, что наиболее важно, к потребителю СМИ. В то же время, желает он того или нет, у журналиста будет возникать намерение подвергать написанное цензуре или самоцензуре при сборе документальных подтверждений, написании статей или подготовке интервью. При этом можно нарушить другой принцип корректной журналистики – принцип беспристрастности. Иными словами, журналист солжет сначала самому себе, затем всей редакции, а потом и всем, кто увидит результат его работы.
Более того, авторитетность журналиста – один из его основных инструментов защиты. Можно потратить много лет упорного труда, чтобы ее заработать, а утратить за несколько мгновений. Еще сложнее случаи, когда журналист портит себе репутацию, не заявляя о конфликте интересов, поскольку его действия могут напрямую сказаться на всей редакции и/или журналистах в целом.
О конфликте интересов и осторожности
С другой стороны, следует признать, что журналист не является независимым лицом. Нельзя его ограничить и обществом, в котором он живет. Как и все остальные, журналист – член определенной семьи, у него есть родственники, друзья, близкие и т. д. Хотя его нельзя обвинить или привлечь к ответственности за действия его близких, они, несомненно, скажутся и отразятся на общественном восприятии его неподкупности и авторитетности. По этой причине и существуют правила, которым может следовать журналист, чтобы избежать определенных неловких ситуаций, могущих быть истолкованными как конфликт интересов.
Во-первых, журналист не должен принимать каких бы то ни было подарков. В том числе и так называемых «символических». Ведь рано или поздно за такой «символизм» придется расплачиваться.
Во-вторых, журналисту не следует готовить материалы, главными героями которых станут члены его семьи, родственники, друзья и т. д. Если же ситуация складывается таким образом, что материал приходится готовить именно в таких условиях, эти вопросы необходимо предварительно обсудить с редактором/продюсером в редакции. Решение должно приниматься по согласованию с редакцией и только после того, как журналист представит все необходимые детали, а самое главное, расскажет о своих связях с теми, у кого он собирается взять интервью или к кому ему предстоит обратиться.
В-третьих, журналист избегать брать интервью у родственников, членов семьи, деловых партнеров, друзей или сожителей. Иначе не только возникнет очевидный конфликт интересов, но и интервьюируемому может быть выражено предпочтение или предоставлена «трибуна», с которой он во всеуслышание выскажется. На мой взгляд, подробных объяснений или аргументов по этому пункту не требуется. Простое правило заключается в том, что вы не должны оказаться на одной странице в газете, в одной передаче или в одной телестудии с теми, с кем вы живете под одной крышей, пьете одну бутылку вина или спите в одной постели.
В-четвертых, журналист должен отказаться от членства в советах с политическим подтекстом, даже консультативных или созданных с наилучшими намерениями определенными политическими силами. Привлекая журналистов в такие советы, политики фактически платят им за молчание в будущем или за отказ от решительных действий против них: когда первые – политики – допустят оплошность, вторые – журналисты – будут вынуждены молчать об этом. Это техника и/или явный случай классической манипуляции, которая в специализированных руководствах также называется методом «нога в двери». Простое объяснение заключается в следующем: сначала делается небольшой подарок или выполняется мелкая просьба, в дальнейшем от человека ожидают более существенных уступок.
Краткие заключительные рассуждения
О конфликте интересов следует заявлять. Прямо и сразу. Если его скрыть, рано или поздно он все равно всплывет, и пострадают не только сам журналист и редакция, но и журналистская профессия в целом.
У журналиста могут быть собственные мнения или политические предпочтения, но либо за них надо принимать ответственность (мы говорим здесь о редакторах или лицах, формирующих общественное мнение, уполномоченных выражать свою точку зрения на страницах газеты или в ток-шоу), либо держать их при себе.
Как заметил один обозреватель в контексте скандала на местном телеканале, обнаружившегося 8 сентября 2021 года, «журналист вправе ошибаться, но не вправе лгать (мое примечание: себе)». Сознательное сокрытие личных отношений с гостем или гостями передачи – не что иное, как ложь.
Журналист – тот, кто должен говорить правду. В тот момент, когда он скрывает правду, называть его журналистом уже нельзя.
Журналист должен четко установить и разделить границы своих «миров»: личной жизни и профессиональной жизни. У этих двух сфер не должно быть точек соприкосновения.
Средствам массовой информации очень сложно завоевать авторитет, а лишиться его можно очень легко.
У журналиста четкая миссия, она проста, как бумага, и сложна для выполнения: оставаться честным, последовательным, беспристрастным, корректным и проницательным. Вот и все требования. Нельзя заявлять одно, думать второе и делать третье.
Невозможно пойти на сделку с профессиональной деонтологией и журналистской этикой. Они либо существуют, либо нет. Либо их соблюдают, либо не соблюдают. То же самое касается и конфликта интересов. С ним нельзя идти на сделку. Как только журналист осознает его существование, о нем должно быть объявлено, и ситуацию придется обсудить, в противном случае он рискует репутацией и ставит под удар журналистов как таковых.
И еще: не пора ли установить четкие нормы относительно того, кто может быть удостоен звания журналиста и может называться таковым? Или, возвращаясь к моему старому вопросу: когда появится объединение – реальное и действующее – журналистов, способное защищать их как от произвола власть имущих, так и от самих себя?
_________________
Виктор Готишан, исследователь в области СМИ