Искусственный интеллект и его влияние на информационные процессы

0

Вы слышали об искусственном интеллекте? Вы сразу же подумали о роботах, которые будут управлять миром, или о фрагментах из фильмов, в которых умные дома разговаривают с людьми, чистят их обувь, готовят еду или гладят вещи?

Вы можете быть одними из многих, кто думает именно так. Мало кто знает, однако, что искусственный интеллект уже сопровождает нас некоторое время, например, когда мы листаем ленту новостей в Facebook или Instagram, когда пользуемся мобильным приложением, которое помогает найти кратчайший путь к определенному месту назначения, когда платим по счетам, заполняем формуляры или решаем множество других проблем при помощи мобильных устройств и подключения к Интернету.

Как это происходит? Какую роль играет искусственный интеллект в выборе, который мы делаем каждый день, а также в том, как мы ищем информацию? Чтобы разобраться и понять его влияние на наши жизни, сегодня в подкасте cuMINTE мы поговорим с Виталием Ешану, предпринимателем в сфере ИТ, соучредителем Privesc.eu и создателем нескольких мобильных приложений.

Для начала я хотела бы разъяснить простыми словами что такое искусственный интеллект и как он работает.

Виталий Ешану: Математически, искусственный интеллект – это просто матрица. Вся эта математическая система, в некотором смысле поглощающая данные, создаваемые людьми, пытается вывести закономерности, которые мы затем применяем к другим действиям над людьми. Он пытается вывести закономерности из всей информации, которую мы ему даем.

Я знаю, что искусственный интеллект широко используется для того, чтобы предоставить пользователям Интернета персональные рекомендации на основе их истории поисков и покупок, например. Каким образом поисковая система или социальная сеть могут вести себя так, будто знают мои предпочтения?

Виталий Ешану: Конечно, они не могут просто знать о ваших предпочтениях, но их учат другие люди, которые ведут себя так же, как и вы, или ваша история, если вы дадите им данные. Все эти системы YouTube, Facebook и другие, анализируют ваши прошлые действия и затем сравнивают их с действиями других людей, которые совершали примерно такие же действия, и то, что нравилось им дальше, рекомендуют и вам. Примерно в этом смысл систем рекомендаций. И они не всегда используют искусственный интеллект.

Как же они работают? Существует механизм или инструмент, который собирает всю эту информацию и на ее основе выдает нам дальнейшую информацию?

Виталий Ешану: Да, процесс тренировки искусственного мозга достаточно прост и происходит очень медленно, потому что он требует очень много повторений. Например, любой тип информации делится на три части: 70% для тренировки мозга, 15% для проверки и 15% для тестирования. Этот мозг считается хорошим тогда, когда, после тренировки с этими данными, в итоге он в точности предсказывает тестируемые данные.

Когда мы публикуем комментарий или ставим лайк под публикацией, делимся определенной информацией, все это имеет значение для нашей виртуальной истории?

Виталий Ешану: Совершенно верно. Каждая компания, в зависимости от имеющихся у нее возможностей обработки, может анализировать лайки, но чем больше информации вы даете искусственному мозгу, тем лучше он может предсказать ваше поведение в будущем.

Значит, если мы не хотим, чтобы это происходило, нам нужно быть менее активными в социальных сетях или приложениях и, соответственно, наша виртуальная история будет беднее.

Виталий Ешану: Я не вижу причины хотеть, чтобы этого не происходило, потому что этот мозг предсказывает информацию, которая вас интересует. Вы не будете заходить в YouTube, Instagram или Facebook, если он не будет показывать вам, например, молдавские песни, которые вы обычно слушаете, а будет показывать корейскую музыку. Вы не будете туда заходить. Если вы не дадите ему информацию о себе, он не сможет предсказывать. Иногда можно зайти в Интернет анонимно, чтобы посмотреть, какие виды информации он обычно вам не рекомендует, но люди обычно этого не делают.

Насколько это безопасно, зная, что где-то есть искусственный мозг, который следит за нашими действиями в Интернете?

Виталий Ешану: Нет в Интернете мозга, который следит за всем. У каждой компании есть сотни маленьких мозгов, которые предсказывают информацию, и они не заинтересованы в том, чтобы передавать ее кому-либо. Более того, люди ведут себя по-разному в разных социальных сетях, и они не могут быть похожими. Instagram не может передать информацию в YouTube, и так далее, но есть некоторые сайты, которые продают или дают бесплатно уже обученные мозги. Вы спрашивали больше о мозгах, специализирующихся на рекомендациях, а это лишь малая часть того, что значит искусственный интеллект.

В какие еще сферах, касающихся нас в повседневной жизни, используется искусственный интеллект?

Виталий Ешану: Существует много классификаций. Если брать социальные сети, они более основаны на алгоритмах. Или машинный перевод – программное обеспечение для перевода, письменного или устного, использует искусственный интеллект для выполнения переводов, а также для их улучшения. То же самое и с другими функциями, такими как автоматические субтитры.

Я хотела бы поговорить немного о связи между искусственным интеллектом и информированием. Я где-то читала, что несколько лет назад информационное агентство Associated Press начало использовать программы, которые пишут короткие новости. Это существенно увеличило количество новостей, выпускаемых агентством, и предоставило реальным журналистам возможность сконцентрироваться на длинных и сложных статьях. Если я не ошибаюсь, это не единственный пример. Может это быть будущим журналистики? Может так случиться, что ежедневную информацию нам будут давать роботы/программы?

Виталий Ешану: На занятиях в Высшей школе журналистики я в течение трех часов рассказывал журналистам о таких примерах – создание текстов, копирайтинг, Google Ads. Я использовал искусственный интеллект для сайта voteme.app – мы дали текст, и искусственный интеллект переписал его, чтобы он выглядел лучше. Трафик увеличился в несколько раз, потому что у него ощущение лучше, чем у меня, потому что я не носитель английского языка. Так что я даю ему текст, а он переписывает его так, чтобы его поняло больше людей, потому что его научили тому, что понимают люди, что им нравится.

Итак, это реально?

Виталий Ешану: Да, реально. Сегодня существует множество таких примеров. Один из самых больших мозгов на сегодняшний день называется DPT3. Он сконструирован со всей информацией, имеющейся в Интернете, и делает удивительные вещи. Он может «перевести» юридический документ или договор на простой и доступный язык, чтобы его легко можно было понять, очень простыми словами. Можно сказать ему, например, «Сделай мне сайт, который выглядел бы как Google», и он автоматически напишет html, создающий сайт, похожий на Google, или может сделать мобильное приложение с определенным интерфейсом, точно таким, какой вам нужен. Он научился делать умножение и сложение в процессе чтения. Никто не говорил ему, сколько будет 120, написанные словами, плюс 370, написанные словами. Он это знает и выдаст результат.

Нам, журналистам, стоит беспокоиться, что в будущем нас могут заменить роботы?

Виталий Ешану: Речь не о роботе. Робот обычно значит что-то, что имеет физический облик и искусственный мозг. Сегодня эти искусственные мозги решают любую задачу, на которую человек тратит несколько секунд. Если человеку нужно несколько секунд, задача, обычно, может быть автоматизирована при помощи искусственного интеллекта. Есть очень много задач, которые люди выполняют как в Средневековье, на прополке. Идешь и делаешь одно и тоже до бесконечности, как сегодня задачи – конечно, мы не изобрели тракторы, плуги и тому подобное, чтобы больше этого не делать. Сейчас есть очень много профессий, которые делают одно и то же день за днем, например, юристы или врачи. Врачи, например, получают изображение, МРТ, на основе которого должны решить, есть ли у пациента рак – искусственный интеллект делает это намного лучше, чем любой врач.

Каким образом искусственный интеллект используется или может быть использован в борьбе с дезинформацией, фейковыми новостями, а теперь и инфодемией? Например, я знаю, что некоторые приложения могут обнаруживать фейки, извлекая фальшивую информацию, опубликованную в социальных сетях, осуществляя поиск сенсационных или тревожных слов. Может ли это быть началом мира без манипулирования информацией, в котором соблюдается этика и деонтология?

Виталий Ешану: Мне кажется, Ваш взгляд на мир журналистики таков, что все проблемы будут решены, если удастся побороть фейковые новости. Нет чистой правды, когда журналист на 100% прав, поэтому проблема где-то посередине. Более того, первая или вторая версия DPT3 настолько хорошо писала фейковые новости, что специалисты не хотели выпускать ее в мир. В Интернете велось очень масштабное обсуждение, потому что некоторые думали так: мы сейчас делаем фейковые фотографии, и, если бы мы не выпустили Photoshop, люди не научились бы легко распознавать фейки с Photoshop. Точно так же, если мы не выпустим DPT2 или DPT3, чтобы он создавал фейковые новости, мы не научимся их распознавать и, соответственно, тот, у кого будет доступ к DPT2 или 3 без ведома других, сможет создавать очень много фейковых новостей.

Если эти маленькие мозги, проанализировав множество алгоритмов и то, о чем думают люди, какие решения принимают, в зависимости от ситуации, приходят к выводу, что это ложная информация или фотография искажена, нужен ли кто-нибудь, кто координировал бы эти процессы, или они сами справятся с этими процессами?

Виталий Ешану: В общем, сейчас люди не понимают, что происходит в этих мозгах. После того, как их научили, люди понятия не имеют, как они принимают определенные решения. И сейчас в этой области пытаются сделать отладку, вскрыть мозг, посмотреть, что именно заставило его действовать так, потому что, например, когда мы идем в суд, мы приглашаем эксперта, который скажет, допустим, является ли данная подпись или фотография фальшивой, или нет, разъяснит это. Если сказать искусственному интеллекту, он просто скажет, фейк это или нет, и не даст другой информации.

Это должно нас насторожить?

Виталий Ешану: Посмотрим, что будет дальше, но это уровень развития человечества в настоящее время, развитие огромными шагами, за которым нужно успевать. Сейчас происходит битва между Китаем и США, в некотором роде ядерное противостояние, как было в 50-х годах между СССР и США – они поняли, что тот, кто победит в области искусственного интеллекта, практически победит весь мир.

Кстати, миф это или правда, что, если говорить о суши или отдыхе на Мальдивах рядом с мобильным устройством, мы впоследствии получим в Интернете рекомендации о еде и отдыхе?

Виталий Ешану: Это миф, потому что люди замечают только то, что совпадает с тем, о чем они думают, и им кажется, что они сделали или сказали что-то, и это им было затем предложено в ленте новостей на Facebook. Это простое совпадение. Обычно есть другое объяснение, например, когда кто-то рекомендует вам друзей, с которыми вы были в одном баре, скорее всего вы или они разговаривали в Facebook, то есть они вас искали, хотели узнать кто вы, и на основании этого сигнала Facebook их рекомендовал – если они вас искали, значит они вас знают.

Вместо заключения, Виталий, я хотела бы спросить: человечеству приносит пользу внедрение искусственного интеллекта, или мы, скорее, его жертвы?

Виталий Ешану: Люди думают, что где-то есть кто-то с очень плохими намерениями, и он будет нами манипулировать, будет управлять миром, но такого нет и скоро не будет. Искусственный интеллект помогает нам выполнять повседневные задачи. Как машина, которая везет нас на работу, выполняя всего лишь простую задачу, так и искусственный интеллект решает задачу. Иначе мы вернемся в эпоху телевидения, когда кто-то централизованно решал, что будет смотреть целая страна. Мне кажется, что намного хуже было то, что было раньше, когда кто-то стоял в центре управления и говорил, какой фильм и новости мы будем смотреть, чем то, что есть сейчас, когда у каждого есть свой выбор, и поэтому мы более разнообразны.

Хорошо, но могут возникнуть идеи, что за искусственным интеллектом может быть политик или влиятельный человек, который захочет изменить некоторые вещи?

Виталий Ешану: Я не думаю, что это возможно, потому что такое сделать очень сложно. Я не вижу, как политик может скрываться за искусственным интеллектом, чтобы делать … что? В конце концов, есть бизнес, у которого есть экономический интерес – вам должен нравиться YouTube так сильно, чтобы вы вернулись, так что он не заинтересован манипулировать вами, чтобы вы голосовали за конкретного политика.

Как видите, дорогие друзья, искусственный интеллект – неотъемлемая часть нашего будущего. При ответственном применении, он может оказать положительное влияние на общество.

Фильтруйте рассудительно! Подпишитесь на нас в Google Podcasts, Apple Podcasts и SoundCloud.

——————————————

Подкаст cuMINTE создан Центром независимой журналистики при поддержке Посольства Финляндии в Бухаресте, в рамках проекта «Инновационные инструменты медиаобразования для информированных граждан».